"Мы сейчас осуществляем программу по созданию университетских центров, вокруг которых будет объединено все религиозное исламское образование", - сказал Муртазин.
По его словам, планируется пять таких центров: в Москве - на базе МИУ, в Казани - на базе Российского исламского университета, в столице Башкирии Уфе - на базе Исламского института имени Ризаэтдина Фахреддина, а также в Сибири и на Северном Кавказе.
"Все остальные высшие и средние учебные заведения будут вести свою деятельность вокруг этих университетов", - пояснил Муртазин.
Он назвал подготовку имамов и богословов "приоритетным направлением деятельности Совета муфтиев".
"В ближайшие годы планируется выпустить около тысячи мусульманских священнослужителей и, тем самым, решить вопрос обеспечения мечетей духовенством", - отметил глава Совета по исламскому образованию СМР.
В настоящее же время в Российской Федерации действуют 12 исламских вузов. Они расположены в разных регионах, в частности, в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Башкирии, Татарстане и Москве. Открыты еще десятки медресе (мусульманская средняя и высшая духовная школа).
"Кроме того, у нас существует огромная сеть воскресных школ. Они действуют практически при каждой мечети и принимают всех желающих познакомиться с основами ислама", - сообщил Муртазин.
Если из медресе в России выходят преимущественно простые имамы для работы в городских и сельских мечетях, то исламские университеты выпускают уже имамов-хатыбов (имамов-проповедников, которые проводят пятничные и праздничные моления), теологов, преподавателей различных исламских и светских дисциплин, иностранных языков. В вузах сосредоточена научная и издательская деятельность, расположены центры аттестации и переподготовки учителей.
"В целом у нас постоянно идет рост числа студентов. Думаю, сегодня в российских исламских вузах обучаются около двух тысяч человек. Мы стараемся брать всех абитуриентов, по результатам собеседования на знание основ ислама. Но не все они доходят до выпуска: отсев у нас значительно больше, чем в светских вузах, поскольку на студента возлагается гораздо больше ограничений и ответственности", - рассказал ректор МИУ.
Он подчеркнул, что стремится не только давать учащимся знания, но и "воспитывать их в духе патриотизма и веротерпимости, чтобы российские мусульмане чувствовали себя полноценными гражданами и защитниками своей страны". Студент изучают как религиозные, так и светские предметы, а также языки.
Университетских выпускников в Совете муфтиев видят, прежде всего, "как преподавателей религиозных и светских дисциплин, в которых сегодня остро нуждаются регионы компактного проживания мусульман". Многие выпускники идут работать в Духовные управления мусульман, некоторые продолжают учебу в аспирантуре, в светских вузах. И нередко мусульманские богословы становятся юристами, финансистами, находят применение своим силам в коммерческих или общественных структурах.
Говоря о развитии исламской мысли в России, Муртазин отметил, что она "вобрала в себя лучшие черты традиционной российской культуры": мусульманский богослов, будучи россиянином, не мог "пройти мимо" Пушкина, Достоевского, Толстого.
"Во-вторых, наша богословская мысль всегда нацелена на решение более широкого круга вопросов - за счет трудолюбия российских мусульман и их стремления созидать благополучие всех граждан страны", - заявил представитель Совета муфтиев.
Наконец, третьей характерной чертой российского исламского богословия он назвал патриотизм. "У нас нет другой Родины. И даже когда Россия воевала с мусульманскими странами, наши богословы оставались патриотами и находили возможности примирять политиков, ведь ни Русско-турецкая война, ни политика России в Иране не были связаны с религиозными факторами", - сказал Муртазин.
Он привел высказывание исследователя исламской мысли Бенингсена, который убежден, что, не будь 70 лет атеизма в России, ее богословы были бы уже "передовыми в мире".
"Самое главное сегодня - донести, что в России существует своя школа, с XVII века, что в XVIII-XIX столетиях у нас были великолепнейшие, прогрессивные богословы. И нам сегодня не нужно навязывать богословские элементы извне. Трудно в средней полосе выращивать ананасы", - убежден Муртазин.
По его словам, "сотрудничество с зарубежными исламскими центрами должно быть нацелено, в первую очередь, на возрождение и развитие нашей собственной богословской школы".
"На сегодняшний день теология является развивающимся направлением. И главная задача - чтобы в нашей стране была не только одна православная теология", - считает Муртазин.
Он признал, что в России "великолепная школа православного богословия". "Но мусульманская теология тоже богата за счет этих контактов. И эти направления должны развиваться в нашей стране одинаково, для чего надо создавать им равные условия", - добавил ректор исламского университета.
По его словам, "сегодня 20 государственных вузов готовят православных теологов за государственные деньги, и ни один государственный вуз не готовит мусульманских богословов".
Блок дисциплин по специальности "Исламская теология", разработанный Московским исламским университетом, был утвержден в России только в 2007 году. Зато теперь в государственных вузах могут появиться кафедры и факультеты исламской теологии. "Пока ни один государственный вуз заявки на подготовку мусульманских богословов не представил. Но мы будем над этим работать", - пообещал Муртазин.
Он подчеркнул, что представители традиционных религий России, объединенные межконфессиональным Советом по теологии, действующим на базе МГУ, будут также вместе работать над тем, чтобы Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК) признала специальность "теология" и у нас появились бы "кандидаты и доктора теологических наук".
Отвечая на вопрос о том, какие возможности имеются в России для изучения ислама шиитского толка, представитель Совета муфтиев заявил, что "никаких", поскольку российские мусульмане - сунниты. "Шиитские университеты есть в Азербайджане, в Иране, где большинство верующих - шииты. В России же шиизма никогда не было: имамами и богословами у нас всегда были сунниты", - сказал Муртазин.
Наиболее актуальной проблемой в сфере российского исламского образования он назвал угрозу выселения МИУ. Департамент имущества Москвы подал в Арбитражный суд столицы иск о расторжении договора аренды и выселении университета до 1 марта 2007 года из здания в Юго-Восточном округе, на проезде Кирова, 12.
"Если суд примет решение в пользу департамента имущества, то более 200 студентов и преподавательский состав единственного в центральной России исламского университета вместе с учебным оборудованием этой весной окажутся просто на улице", - сказал Муртазин.
В двухэтажном здании бывшего детского сада на проезде Кирова МИУ располагается с 2000 года. Помещения были предоставлены университету в долгосрочную аренду. "За семь лет здесь собственными силами был проведен капитальный ремонт, оборудован спортивный зал, библиотека, компьютерные классы, лингафонный кабинет", - отметил ректор.
По его словам, для возмещения затрат по ремонту в сумме более 15 миллионов рублей университет воспользовался помощью спонсоров, которые временно размещались в помещениях данного здания.
Тот факт, что университет пустил в арендуемое здание коммерческие организации, очевидно, и стал причиной конфликта. "Московскими чиновниками данное обстоятельство было признано достаточным для того, чтобы департамент имущества города Москвы в спешном порядке подал в суд на МИУ с требованием расторгнуть договор аренды", - сообщил Муртазин.
Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин обратился к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой передать здание на проезде Кирова "в безвозмездное пользование" Московскому исламскому университету или сохранить льготные условия его аренды.
"Нас в вопросах образования сегодня волнует и навязывание предмета "Основы православной культуры" в государственной и муниципальной школе", - заявил также представитель Совета муфтиев России.
"Мы считаем, что школьникам должны даваться знания об истории и культуре всех наших традиционных религий (христианства, ислама, иудаизма и буддизма). Дети должны иметь представление о том, во что веруют люди, живущие рядом с ними. Иначе получается дискриминация", - считает Муртазин.
Очень большая проблема сегодня, по его оценкам, - идея введения военных капелланов. "Это тоже вопрос образования, потому что солдаты в армии проходят еще и школу воспитания", - сказал Муртазин. Он считает недопустимым, чтобы в армии работали только православные священники.