Говоря о недавно прошедшем Синоде на тему семьи, понтифик отметил, что синодальное собрание не является "парламентом", но открытым пространством, которое хранит Святой Дух. Поэтому абсолютно неверно полагать, что отцы Синода были разделены на два противоположных лагеря: на заседаниях было важно "высказываться ясно и слушать со смирением". Семья, по словам Папы, в настоящее время переживает большие трудности, и для многих людей "заключение брака стало социальным фактом", что ставит под сомнение его сознательное и действительное совершение в вере.
По поводу сомнений, высказанных в некоторых кругах относительно позиции Церкви в отношении гомосексуальных союзов, Папа Франциск отметил, что "на Синоде никто не говорил об однополых браках". Обсуждались ситуации в семьях, в которых кто-то из детей имеет гомосексуальную ориентацию, а также связанные с этим пастырские вопросы, в том числе касающиеся таинства исповеди.
По поводу реакции в печати на главное выступление, прозвучавшее на Синоде, с которым к его участникам обратился венгерский кардинал Петер Эрдё ("Доклад после дискуссий"), Папа подчеркнул, что это был всего лишь предварительный документ, а то, что действительно играет роль, - это постсинодальный отчет, заключительное послание и сама речь Папы. В то же время "не следует бояться" продвигаться вперед под водительством Святого Духа.
В заключительной речи, отметил понтифик, "я сказал, что ни один из пунктов учительства Церкви о браке не был затронут". В отношении разведенных, вступивших в повторный брак, были подняты многие вопросы пастырского характера. Однако "один лишь доступ таких людей к Святому Причастию не является решением: подлинным решением является их интеграция".
"Это верно, что они не отлучены от Церкви, - отмечает Папа, - но они не могут быть крестными, не могут читать с амвона литургические чтения на Святой мессе, не могут раздавать Святое причастие, они не могут преподавать катехизис". Поэтому "кажется, будто они отлучены на самом деле". Болезненность такой ситуации особенно очевидна потому, что крестным, например, вполне может стать "коррумпированный политик" только потому, что он состоит в церковном браке. Поэтому "некоторые вещи и нормативные ценности" требуют перемен.
Тем, кто говорит о так называемой "путанице в Церкви", Папа Франциск ответил: "Я постоянно произношу речи и проповеди, и в этом - учительство. Это то, что я думаю, а не то, что приписывают мне газеты".
Говоря о реформе Римской курии, Папа подчеркнул, что "этот процесс - неспешный" и в 2015 году он, скорее всего, не завершится. Одним из обсуждаемых предложений является объединение ведомств по делам мирян и семьи, а также касающееся папского совета "Справедливость и мир". Папа Франциск вновь подтверждает, что ему лично более близка "духовная реформа сердец", - об этом он еще будет говорить в готовящейся рождественской речи в Зале Павла VI на встрече с работниками Римской курии и сотрудниками Ватикана с семьями.
Глава Ватикана отметил, что его не тревожат "разногласия", проявившиеся во время куриальной реформы. Он напомнил, что весь этот процесс был начат по инициативе кардиналов на общих собраниях еще перед конклавом. Говоря о Банке Ватикана, Папа Франциск заявил, что он "работает прекрасно", а экономическая реформа "успешно продвигается".
Отвечая на вопрос аргентинской журналистки о том, что значит для него быть Папой, Франциск признался, что после его избрания на конклаве он сказал самому себе: "Хорхе не изменится, он будет самим собой, потому что перемены в таком возрасте смешны". По поводу здоровья Папа отметил: "У меня есть некоторые недомогания, которые чувствуются в моем возрасте, однако я в руках Бога и до сих пор могу держать более-менее хороший темп работы". И в шутку добавил, что Господь даровал ему "здравую способность к несознательности".
По поводу предстоящих апостольских визитов Папа Франциск рассказал, что, возможно, он отправится в Аргентину в 2016 году, в то время как на 2015 год запланированы поездки в три государства Латинской Америки и Африки. В отношении своей родины понтифик заметил, что "в связи с предстоящими выборами он не будет принимать аргентинских политиков", чтобы "не вмешиваться". Тем не менее, подчеркнул Папа, на данный момент "разрушение демократической системы и Конституции" было бы для Аргентины "ошибкой".