Ханты Ямала получили из госказны 300 тысяч рублей на жертвоприношение оленей богу Кейвур ху акем ики
Russian Look
Глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписал постановление о выделении Шурышкарскому району субсидии на проведение священного ритуала народа ханты - жертвоприношения оленей, чтобы заручиться поддержкой родового божества Кейвур ху акем ики (в переводе - "Каменный ненец-дядька-старик"), которое является "хозяином" реки Сыня и считается покровителем оленьих стад (варианты - Кев-ур-ху ики, Хоран ур ики).

Как сообщает официальный сайт администрации ЯНАО, "учитывая значимость оленя для всего Ямала, благосклонность божества очень важна".

Обряд пройдет ближе к концу года в предгорьях Уральского хребта, где находится ритуальное место посвящено Кейвур ху акем ики. Во время обряда божеству принесут в жертву трех оленей и множество других даров.

В пресс-службе губернатора ЯНАО агентству "Интерфакс" уточнили, что размер субсидии на проведение ритуала составит 300 тысяч рублей.

Кейв ур ху акем ики

У коренных народов севера жертвоприношение и по сей день занимает важное место в общении с духами. Сейчас основным жертвенным животным, конечно, является олень. Ранее в северных районах Ямала в жертву приносили собак (особенно злым духам). Сохранились предания и о человеческих жертвоприношениях хозяину воды.

Что касается жертвоприношения божеству Кейв ур ху акем ики, то ханты приносят ему в жертву белых оленей.

По легенде, Кейв ур ху акем ики появился из хвостика оленухи, когда маленькая девочка укачивала его в детской колыбели. С тех пор он почитается как покровитель оленьих стад и оленеводов. Через каждые два года священные нарты Кейв ур хуакем ики отправляются на Урал, а затем возвращаются обратно на Сыню.

Святилище Кейв ур ху акем ики находится в тайге в нескольких километрах от поселка Вытвожгорт. Непосредственно "святая" земля – место проживания божества – начинается сразу за болотом. На краю болота остаются и разводят свой костер пришедшие женщины, мужчины идут дальше.

Среди смешанного елово-березового леса стоит амбарчик, выполненный из широких досок. Прибитые к его днищу два продольных бревна лежат на четырех опорах. Эти опоры выполняют роль "ручек", за которые берутся мужчины при ежегодном переносе амбарчика на новое место в пределах елового "острова".

Слева от амбарчика на бревнах из березовых стволов стоит священная мужская четырехкопыльная нарта с невысокой задней спинкой. А перед нартой устроено кострище, на ветвях деревьев висят большой котел, кастрюли и чайник. За амбарчиком на деревьях развешены шкуры принесенных в жертву оленей.

В передней части амбарчика сразу за дверцей лежат четыре сабли (две в ножнах и две без ножен) и клинок. Они почитаются как братья-богатыри, которые выполняют роль "слуг".

Основная жертвенная церемония проходит на святилище поздней осенью, когда оленей приводят в поселок с летних пастбищ Урала. Мужчины собираются в Вытвожгорте и вместе с жертвенным оленем идут на культовое место.