Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: в ходе ближневосточного конфликта используется очень много религиозной аргументации, что очень тревожит. Это может негативно отразиться на отношениях между представителями разных религий и, прежде всего, между иудеями и мусульманами во всем мире
Люди свободно выбирают зло, и Бог не насилует их волю. Если бы Он своей силой ограничивал зло в мире, человек перестал бы быть свободным. Однако за свой выбор в пользу зла человек расплачивается тяжкими последствиями, в том числе страданиями, приносимыми войной.
Для многих верующих вера и святыни являются самыми важными в жизни, поэтому, когда в ходе войны начинают использоваться религиозные аргументы, то она становится особо тяжелой и в нее вовлекается очень много людей. В ходе ближневосточного конфликта используется много религиозной аргументации, что очень тревожит. Это может негативно отразиться на отношениях между представителями разных религий и, прежде всего, между иудеями и мусульманами во всем мире.
Православный христианин не верит в фатализм и все мы, особенно те, от кого зависит принятие политических решений, должны пытаться остановить насилие. Поэтому, и Священный Синод нашей Церкви, и Папа Римский Бенедикт XVI, и Всемирный совет Церквей, Конференция европейских Церквей, и многие духовные лидеры разных религий призывают обе стороны к прекращению насилия. Хочется надеяться, что этот призыв будет услышан. Очень важно, чтобы с подобными призывами чаще обращались духовные лидеры самих народов, вовлеченных в конфликт.
Критерии справедливой войны восходят еще к Блаженному Августину, в учении Русской православной церкви они изложены в ее "Основах социальной концепции", отрывки из которой процитирую. "Войну следует объявлять ради восстановления справедливости, делать это имеет право только законная власть. Война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной. Во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций. Планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны" и т.д.
Сегодня, как никогда раньше, продолжением войны является ее политическая и информационная составляющая, когда обе стороны представляют себя жертвой, объявляя противника агрессором. Поэтому мировому сообществу нужно обладать особой чуткостью, чтобы различить одно от другого.
Верующий человек, в случае войны, должен, прежде всего, молиться о мире. Но если гражданский долг и законная власть призывает его к участию в боевых действиях, и если эти действия справедливы, то он должен защищать своих ближних.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: грех прародителей нарушил гармонию в мире, война является одним из следствий нарушения гармонии человеческих взаимоотношений
Ответы на поставленные вами вопросы, содержатся в Катехизисе Католической церкви. Библия повествует о братоубийстве, которое началось сразу же после грехопадения прародителей. Грех прародителей нарушил гармонию в мире, война является одним из следствий нарушения гармонии человеческих взаимоотношений.
Тем не мене, каждый гражданин и каждый правитель должны стараться избежать войны. Но до тех пор, пока будет существовать опасность войны, но не будет международной компетентной власти, оснащенной достаточными силами для прекращения насилия, нельзя отказывать правительствам, исчерпавшим все средства мирного соглашения, в праве законной обороны. Об этом говорит Конституция Второго Ватиканского собора о Церкви в современном мире.
Существуют конкретные критерии ведения справедливой оборонительной войны. Для этого необходимо соблюдение следующих условий. Прежде всего, нужно, чтобы ущерб, наносимый агрессором нации или сообществу наций, был длительным, тяжелым и бесспорным. Во-вторых, чтобы возможности положить конец агрессии оказались нереальными или неэффективными. В-третьих, чтобы налицо были серьезные возможности успеха. В-четвертых, чтобы применение оружия не привело к большему злу и беспорядку, нежели то зло, которое надо прекратить. При одновременном исполнении этих четырех условий вооруженное сопротивление агрессору является морально допустимым. Оценка условий моральной легитимности принадлежит разумному суждению тех, кто ответственен за общественные блага.
В случае ведения справедливой войны государственные власти обладают правом и даже должны потребовать от граждан исполнения своих обязанностей, необходимых для защиты своего Отечества. Не каждое лишение жизни является убийством. Однако государственные власти должны находить справедливое решение в тех случаях, когда человек по убеждению отказывается брать в руки оружие, при этом оставаясь обязанным служить человеческому сообществу иным образом. То есть, речь идет об исполнении своего патриотического долга альтернативными способами.
Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: Бог непосредственно руководит человеком только лишь в том случае, если тот разрешит Ему исполнять Его волю в своей жизни
Бога к нашим войнам, которые развязываются людьми, отношения не имеет. Войнами заправляют политика, финансы, экономика, в определенной степени влияет на их ход и религиозный фактор. Но я всегда разделял религиозный фактор и Бога. Это вечный вопрос: куда смотрит Бог, почему зло торжествует? Ответ на него лежит в сфере богословия: Бог, создав человека свободным и дав право выбора, предоставляет ему возможность строить жизнь так, как он желает. С другой стороны много верующих просят Создателя, чтобы Он охранил людей от войн, от зла, в связи с чем возникает следующий вопрос: почему их молитвы часто бывают не были услышаны? Почему возникали войны – те же крестовые походы, – в которых был задействован религиозный фактор?
Нужно помнить, что кроме свободы воли Бог дал людям еще и совесть. У верующих же людей помимо совести есть дарованное верой некое внутреннее основание, дающее нам возможность узнать природу Бога, полюбить Его заповеди и жить по ним. Совесть, как говорит нам апостол Павел, также вложена в людей Создателем. Так вот, Бог непосредственно руководит человеком только лишь в том случае, если тот разрешит Ему исполнять Его волю в своей жизни. Бог, хоть это может показаться странным, с одной стороны, суверенен, а с другой, Он может вмешаться в события, но только при условии, что нация или народ полностью смиряются пред Ним и просят о защите. Библейских примеров на эту тему предостаточно, есть они и в истории Руси.
Войны будут возникать до тех пор, пока существует дьявол, пока людьми овладевают темные силы. Жесткая политика выживания, к великому сожалению, диктует Израилю в том окружении, в котором он оказался, жесткие правила ведения войн. Требовать от войны человеческого лица бессмысленно. Я не осуждаю конфликтующие стороны, этим занимаются дипломаты, политики, я осуждаю само зло.
Затронув тему предопределенности тех или иных событий, можно вспомнить библейские пророчества. Бог предвидел развитие человеческой цивилизации, Он видел весь этот «фильм», называемый человеческой историей. Однако речь в этом случае не идет о запрограммированном, просчитанном и данном нам с Неба плане. Просто Бог, зная развращенность человеческого сердца, его грешную природу, предвидел, как человечество будет развиваться, если не придет к Нему и не станет осознавать и бояться Его, не попытается Его полюбить. Историю формирует сам человек, и назвать это Роком, видеть в людях марионетки в руках Судьбы нельзя. Бог может изменять какие-то вещи, но Он делает это в сфере спасения души человеческой.
Конечно же, разные политики будут по-разному оценивать, кто в этой войне жертва, а кто агрессор. Для меня, как для священнослужителя, понятным становятся многие мировые процессы благодаря Библии, благодаря тем откровениям, которые были даны нашим праотцам. Чтобы посмотреть в корень происходящего, нужно обратиться к истокам трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. Чтобы ни говорили об иных факторах – военных, экономических, которые тоже важны, – религиозно-национальные мотивы в данном противостоянии играют не последнюю роль. И для того, чтобы это понять, нужно обратиться к древним пророчествам.
Верующий человек, если его Отечеству угрожает иноземное вторжение, обязан встать на защиту своего дома. Но никогда верующий человек не может участвовать в захватнических операциях.
Руководитель аппарата Совета муфтиев России Харис Сабуянов: хвала Всевышнему, что ситуация пока еще сдерживается, если она выйдет из под контроля, то полутора миллиардное мусульманское население земного шара может возмутиться и ничего хорошего из этого не получится
Бог допускает мирное сосуществование различных народов и религий, войны же своими поступками, своими деяниями провоцирует сам человек. Конфликт между Израилем и Ливаном не является Божьим промыслом, он возник из-за безответственности людей и длится десятилетиями. Значит, людям было дано столько времени, чтобы они сели за стол переговоров и нашли какие-то компромиссы, протянули друг другу руки. Но человек, к сожалению, упрям и не всегда разумен, и теперь мы видим плоды этой неразумной деятельности. Бог дает нам право совершать или не совершать те или иные поступки, но, как правило, человек поступает не согласно данным ему Всевышним предписаниям, а по своему разумению.
Конечно же, люди могут предотвратить войну. Политики, которые стояли у истоков этого арабо-израильского конфликта, уже ушли в небытие. Сейчас у власти другие люди, но они также не прислушиваются к голосу Всевышнего, не анализируют негативный опыт своих предшественников, а идут по их стопам. По моему глубокому убеждению, в этом конфликте в ближайшее время политики, к сожалению, не смогут прийти к какому-то соглашению. Хотя, например, наш президент и Министерство иностранных дел РФ прикладывают максимум усилий, чтобы способствовать переговорам по мирному урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Однако в конфликте задействованы не только Израиль и Ливан, за ними стоят различные государства, в том числе США и страны Европы, у которых есть свои интересы на Ближнем Востоке. Если бы они желали мира и межнационального согласия, то мы в этом случае могли бы рассчитывать на позитивные результаты.
Рассматривая с отстраненной позиции вопрос о справедливости той или иной войны, можно сказать, что здесь все очевидно: кто напал, тот – агрессор, кто защищается – тот жертва. Но эту схему можно применить не ко всем ситуациям. Как я уже говорил, на Ближнем Востоке за десятилетия возник целый клубок неразрешенных проблем, поэтому сказать однозначно, кто здесь прав, кто виноват, нельзя. Ислам очень четко говорит о том, что агрессор тот, кто пытается захватить чужое государство, кто преступает его законы, поэтому мусульмане в этом случае считают себя в праве объявить священную войну. Израиль вроде пытается бороться с террористами на чужой территории и естественно, что народ Ливана воспринимает это как агрессию. Хвала Всевышнему, что ситуация пока еще сдерживается, если она выйдет из под контроля, то полутора миллиардное мусульманское население земного шара может возмутиться и ничего хорошего из этого не получится. В этом случае возникнет конфликт совершено другого уровня и другого характера, в него уже будет вовлечена и религия.
Вопрос о том, что дает право лишать жизни другого, очень тонкий, я не считаю себя настолько глубоким богословом, чтобы осветить все стороны этой проблемы. Но очевидно одно: когда захватывают твой дом, когда захватывают твои храмы, убивают твоих соплеменников, разрушают твое жилище, то ты имеешь право вступить в войну против агрессора. В шариате существуют совершенно определенные постулаты на этот счет.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: в наших трагедиях мы не должны винить Всевышнего, Который уподобил человека Себе, дав ему право выбора. Люди же, к сожалению, далеко не всегда делают правильный выбор
Трудно говорить на эту тему, когда льется кровь, умирают дети, женщины, старики, солдаты… Тем не менее, мы не должны забывать, что Господь, который является мерой законов и причиной всего, что происходит в мире, делит войны на справедливые и несправедливые, захватнические. Так или иначе, войны, сопряженные со страданиями, с жертвами и страшными испытаниями, должны были бы исправить мир.
Подобно тому, как отличаются между собой разные поколения людей, войны тоже со временем изменяются и сегодня мы вынуждены воевать с таким явлением, как терроризм. Самое ужасное в любой войне то, что мы забываем о святости живого, забываем, что нет ничего более ценного человеческой жизни. Когда это происходит, над нами начинают довлеть другие идеи, которые заставляют приносить в жертву и чужих, и своих – без разбора. В любой войне будут неправы те, кто готов жертвовать человеческими жизнями ради каких-то преходящих ценностей, даже если они касаются земли или святынь. Правы те, для кого не существует ничего выше, нежели человеческая жизнь.
Однако в наших трагедиях мы не должны винить Всевышнего, Который уподобил человека Себе тогда, когда дал ему право выбора. Люди же, к сожалению, далеко не всегда делают правильный выбор, что и приводит к трагедиям. Сам Господь – это жизнь и любовь. Церкви, мечети, синагоги – это дома любви и жизни, дома мира. Поэтому войну, которая сейчас идет на Ближнем Востоке, я не считаю религиозной.
Между тем, религиозные лидеры должны более настойчиво заняться межрелигиозным диалогом и заставить политиков и правительства прислушаться к их голосу. Ведь иудаизм и ислам веками жили в мире и согласии, это одни из самых близких друг к другу религий. Нет ничего, чтобы их разделяло. Мать всех мусульман София, первая жена Мухаммеда, была еврейкой. И сегодня отношения евреев и мусульман – а я имею в виду людей религиозных, богобоязненных – остаются братскими. Я не думаю, что нынешние войны могут изменить наше отношение друг к другу.
Попав на войну, человек должен защищать себя и других людей от гибели. Иудаизм – это не религия пацифизма, согласно нашему вероучению, люди должны уметь защищать себя и справедливость, свою свободу и жизнь.
Член совета Московской общины буддистов Баатр Китинов: к сожалению, уровень культуры в Палестине, как вообще в этом регионе, приводит к росту неудовлетворенности, поэтому Ближний Восток становится проблемным
На богов можно все свалить, не только войны, но и эпидемии, голод, холод, свои личные болезни. Человек, являясь причиной трагедий, невзирая на такие понятия, как карма-событие, карма-действие, всегда имеет возможность что-то изменить. Тем более, когда речь идет о таких событиях, как война, где участвуют люди. Вопрос нужно поставить немного иначе: как сделать так, чтобы готовые враждовать люди либо не находили друг друга, либо перенаправили свои интересы и усилия на другие цели. Если бы у людей, проживающих на том же Ближнем Востоке, были общие интересы – при этом не обязательно экономические, – если бы они создавали определенный общественный симбиоз, то вероятность военных действий была бы сведена к минимуму. То обстоятельство, что человечество последние десятилетия живет без глобальных войн, служит доказательством, что всегда можно избежать нежелательного развития событий.
Однако война, являясь таким же объективным состоянием общества, как и мир, всегда была более привычной для человечества, нежели мирное время. Другое дело, что это ненормально, что так быть не должно. Поэтому нужно считаться с тем, когда началась война, что послужило ее причиной и поводом, кто в нее был вовлечен и, исходя из всех этих обстоятельств, делать выводы о том, кто агрессор, а кто пострадавший. Ближневосточный кризис возник не вчера и там все очень сложно. Можно указать на виновника, но в наше время его трудно привлечь к ответственности. Ясно кто агрессор, но у него всегда есть доводы, чтобы обосновать свои действия и каждый по-разному воспринимает этот конфликт.
Обычно на наше мнение влияют СМИ, но у каждого человека должно быть свое внутреннее понимание. Буддизм позволяет развивать свободу мышления, благодаря чему человек перестает быть замкнутым, стесненным какими-то рамками: религии, идеологии, воспитания, образования и т.п. Конечно, важно указать, кто агрессор, а кто жертва – и это должен каждый для себя сделать сам, – но не менее важно понять, что этот процесс, на какой бы стадии он не находился, нужно остановить. А для этого нужно понять весь комплекс причин, которые приводят к конфликтам такого рода. К сожалению, уровень культуры в Палестине, как вообще в этом регионе, приводит к росту неудовлетворенности, поэтому Ближний Восток становится проблемным.
Хотя буддизм подвержен учению ахимсы, ненасилия, нужно понимать, что ахимса буддистов отличается от ахимсы джайнов, которые даже рот и нос закрывают платком, чтобы не дай Бог не вдохнуть вместе с воздухом комара. В буддизме такого нет. Мы исходим из того, что есть виновник, и он должен быть наказан. На этом построена техника восточных единоборств. Если речь идет о защите интересов народа, общества, государства, то вся наша история показывает, что без помощи оружия в иные времена ничего сделать нельзя. Буддизм не является неким отвлеченным от жизни учением, он готов дать ответы на многие злободневные вопросы.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: если бы Бог установил диктатуру, превратив мир в жестко контролируемый концентрационный лагерь, в котором никакая свобода невозможна, то войн не было бы. Но в этом случае не было бы и любви
Логика атеистов, согласно которой в войнах и всех прочих несчастьях виноват Бог, раз он их не останавливает, – сама по себе достаточно порочна. Потому что если бы Бог вмешался, то другие люди возмущенно спрашивали бы, почему Он вмешивается и не дает нам делать то, что мы хотим.
Бог сотворил людей свободными, свобода же подразумевает определенную ответственность за свои поступки. И Бог ответственности за них не несет именно потому, что Он предоставил нам свободу. Если бы Он установил диктатуру, превратив мир в жестко контролируемый концентрационный лагерь, в котором никакая свобода невозможна, то войн не было бы. Но в этом случае не было бы и любви.
То, что многие воспринимают как фатум, свыше данную предопределенность, является всего лишь объективным законом причин и следствий, на Востоке называемым кармой. Войны, как и все другие глобальные события в истории, являются реакцией на накопившуюся коллективную карму, то есть, на определенные поступки людей. И хотя теоретически те или иные трагические события можно предотвратить, сделать это бывает очень сложно. Поскольку они являются результатом коллективной кармы, то и предотвратить их можно только коллективными усилиями целого народа, а не какого-то одного человека. В Библии есть пример, когда Пророк Иона, исполняя волю Бога, смог предотвратить стихийное бедствие, потому что ему удалось убедить целый город поменять свой образ жизни, свои привычки. Благодаря тому, что все жители стали поститься, сила этой коллективной аскезы спасла город от неминуемого, казалось, бедствия. Так что в принципе такое возможно, но это, к сожалению, редко случается.
Если говорить о критериях определения агрессии, то они просты и очевидны. Агрессией является нападение на чужую землю, покушение на чужую жизнь или чужие богатства. Однако в современном мире очень трудно отделить агрессора от жертвы, поскольку большинство людей поражены агрессивностью. Изначальная агрессия, как правило, вызывает у людей неадекватное отношение, их ответная реакция часто становится несравненно более агрессивной, и таким образом возникает снежный ком взаимных обид и претензий.
Если верующий человек призван в армию и исполняет приказы вышестоящего начальства, то совершаемое им убийство не будет грехом, потому что ответственность за него ложится на тех, кто отдает приказы. Попав на войну и отказываясь выполнять приказы, человек становится дезертиром, что часто граничит с предательством, тогда как, выполняя приказы командиров, он не навлекает на себя греха.