По мнению доктора богословия Сергея Ряховского, который, кроме прочего, является членом Общественного совета при МВД России и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, упомянутые правонарушения становятся уже "печальной тенденцией".
"Складывается впечатление, что провокаторы просто проверяют российское общество и российское государство на прочность, раз за разом упорно возбуждая религиозную ненависть и вражду, глумясь над человеческим достоинством целых социальных групп, соревнуясь в изобретении все новых и более изощренных способов жестоко обидеть своих сограждан, унизить их, растоптать их достоинство личности", - пишет Ряховский.
"Игнорирование этой наиболее массовой и социально опасной формы экстремистской деятельности правоохранительными органами вызывает в обществе ответную по отношению к устроителям указанных провокаций ненависть как естественную форму реакции человеческого сознания в ответ на особо болезненное и остающееся безнаказанным глумление над святыми и дорогими для людей ценностями и символами, над наиболее ранимыми, глубокими чувствами, определяющими достоинство личности", - считает автор заявления.
При этом он ссылается на судебный процесс по делу о первой "антихристианской" выставке в Сахаровском центре, на котором "уже было доказано, что вполне юридически обоснована и правомерна самозащита гражданами гражданских и конституционных прав посредством безотлагательного пресечения длящегося преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ и совершаемого мимикрирующими под художников экстремистами-погромщиками российских традиций".
Возмущение Ряховского вызывает организованная Культурным фондом "АртХроника" в Центральном доме художника выставка работ номинантов премии Кандинского, присуждаемой за достижения в области современного искусства. Два экспоната этой выставки, по его словам, "были объективно направлены на то, чтобы максимально уязвить, уничижительно высмеять, жестоким образом унизить достоинство личности сотрудников милиции". Речь идет о "картинах" некоего Григория Ющенко, объединенных общим названием "Волшебная психоделическая милиция". На одной из них представлен собирательный образ сотрудника российской милиции (не "волшебной", а самой что ни на есть настоящей), как показано на "картине", который "поливает свои полностью им оголенные гениталии из кружки какой-то жидкостью белого цвета".
Ряховский признает, что сегодня можно отдавать себе отчет в том, "что в условиях известных кризисных явлений в российских правоохранительных органах вполне допустима их обоснованная критика, даже в жесткой форме, в том числе средствами художественного выражения, включая и реализацию приема острой сатиры". Однако в экспонатах Григория Ющенко элементы, характерные для сатиры, отсутствуют, а наличествуют лишь приемы, открыто унижающие человеческое достоинство.
Однако наиболее незащищенной социальной группой в России, подвергающейся систематическим экстремистским преступным посягательствам, являются российские христиане, убежден Сергей Ряховский.
"Глядя на безнаказанность множества лиц, виновных в совершении экстремистских выпадов в отношении христиан, российские христиане все чаще со скорбью задаются вопросом: не относятся ли к нам в нашей же стране как к людям "второго сорта", - задается вопросом он.
Епископ упоминает выражение "известного академика", появившееся несколько лет назад в публикации на страницах журнала "Вести образования", где православные верующие охарактеризованы "оскорбительной лексической конструкцией "мягко говоря, сволочи церковные". Затем называет картину Лены Хейдиз "Welcome to Russia", жестоко унизившую достоинство личности христиан, публичную демонстрацию на канале 2х2 мультфильма "Рождественские песенки от мистера Говняшки" и целый ряд других примеров оскорбления христиан, за которые никто не понес никакой ответственности.
Более же всего Сергея Ряховского возмущает публикация в этом году в журнале "Артхроника" подборки фотографий "картин", перформансов и инсталляций, объединенных общим стремлением самым изощренным способом растоптать человеческое достоинство христиан".
Анализ содержания указанного выпуска "Артхроники", считает Сергей Ряховский, "дает основания для оценки этого выпуска как содержащего экстремистские материалы, направленные на крайне уничижительное высмеивание верующих христиан, жестокое унижение их человеческого достоинства, максимально возможно сильное оскорбление их религиозных чувств".
Как пишет епископ, факт опубликования этих фотографий "является самостоятельным преступным деянием экстремистского характера, представляет собой характеризующиеся крайней степенью жестокости и особой тяжестью надругательство и изощренное уничижительное глумление над достоинством личности и религиозными чувствами христиан".
При этом Ряховский ссылается на мнение экспертов, проанализировавших особенности ряда текстов в этом номере журнала, что "позволяет оценить позицию авторов соответствующих материалов как солидаризирующуюся с мотивацией авторов тех картин, перформансов и инсталляций", репродукции которых приведены на страницах издания.
Автор заявления приходит к выводу, что четвертый номер журнала "Артхроника" за 2010 год, где были опубликованы оскорбительные для христиан репродукции и тексты, "должен быть признан экстремистским материалом и внесен в федеральный перечень экстремистских материалов, а редактор и издатель журнала привлечены к ответственности по закону".
"Мы считаем, что в контексте поднимаемой нами проблемы нет и не может быть никакого дела до оценок, искусство ли все это или нет, современное оно или какое-то особое и для особой публики. Экстремисты должны получать по заслугам. Публичная демонстрация такого рода экспонатов, по нашему убеждению, является преступлением против человечества. Мы надеемся, что правоохранительные органы России прекратят игнорировать массовые случаи злостного унижения человеческого достоинства граждан России по какому бы то ни было признаку", - заключает Сергей Ряховский свое открытое обращение.