Число официально зарегистрированных Минюстом религиозных организаций протестантского направления также превосходит количество общин других религиозных конфессий.
Самые "протестантские" регионы Дальнего Востока - это Приморский и Хабаровский края. В Приморье зарегистрировано 178 общин различных направлений - пятидесятников, пресвитериан, евангелистов, адвентистов и десятка других. У Русской православной церкви в этом регионе - 89, еще 3 прихода у старообрядцев и 6 - у католиков. Другие "традиционные" религии - мусульманство, иудаизм и буддизм - также представлены весьма скромно, 6 мечетей, 7 синагог и 4 буддистских пагоды.
В Хабаровском крае ситуация выглядит очень похоже: из 163 религиозных организаций 96 - протестантские. Причем число неортодоксальных приходов только увеличивается. А вот РПЦ сдает позиции - время от времени появляются новости о закрытии тех или иных приходов. В 2005 году Хабаровская епархия ликвидировала два прихода - в Комсомольске-на-Амуре и в поселке Березовке Хабаровского района. "На данный момент у Церкви нет денег на содержание прихода с небольшим количеством прихожан", - приводит "Свободная пресса" слова представителя епархии. Сейчас в этом регионе у РПЦ осталось 48 отделений.
"Свободная пресса" приводит информацию "Независимой газеты", согласно которой протестантская активность распространяется и на регионы Сибири. Больше всего организаций этого толка в Красноярском крае - 111, Иркутской - 97 - и Свердловской - 94 - областях. Наибольшее распространение получает пятидесятничество, особенно харизматические Церкви в русле этого религиозного течения.
Интересен тот факт, что весомая часть священников этих конфессий носит нерусские фамилии. Как отмечают эксперты, "волну" протестантизма поднимали в 90-х иностранные проповедники. Дальний Восток оказался в пределах влияния проповедников из США и Южной Кореи.
Управляющий делами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископ Константин Бендас рассказал "Свободной прессе", почему протестанты с успехом освоили территории Дальнего Востока.
У этого феномена есть давняя история, считает он.
"Православие пришло на эти территории достаточно поздно. В Сибирь и на Дальний Восток ссылали представителей нетерпимых в Российской империи конфессий. Многие уходили от гонений - молокане, духоборы, менониты, штундисты и так далее. В советские времена на Дальний Восток ссылали избежавших расстрела священнослужителей. Таким образом там сконцентрировалась элита русских протестантов", - рассказывает епископ.
Таким образом, можно считать, что протестантизм в Дальневосточном регионе - религия более "традиционная", чем другие. Как отмечает Бендас, еще в царские времена там было "больше так называемых раскольников и сектантов". Об этом, по его словам, пишут многие историки.
Отвечая на вопрос, почему среди протестантских священнослужителей на Дальнем Востоке много корейцев, Бендас рассказал, что в начале - середине 90-х из-за близости и удобства передвижения туда проще было попасть миссионерам из Кореи, чем из европейской части России. "И до сих пор это так - дешевле прилететь из Сеула, чем из Москвы. То же самое - поехать учиться в семинарию проще в страны ЮВА", - считает епископ.
"Священнослужитель становится перед выбором - ехать учиться в Москву, где жизнь в несколько раз дороже, или в Южную Корею. Ситуация сравнима с праворукими машинами, кстати говоря. В 90-х, действительно, корейских миссионеров могло быть больше. Сейчас же наоборот - русские миссионеры едут в страны Азии, в Монголию, в Китай, в Лаос, в Таджикистан. Таких людей в десятки раз больше, чем пасторов, приехавших из Кореи", - рассказывает Константин Бендас.
Языковой барьер, по его словам, миссионерам не мешает.
"На своем опыте наблюдений я бы делил миссионеров на две категории. Многие священнослужители стали нам, русским, близки, выучили язык, получили гражданство, женились, завели тут детей, дети отслужили в армии. Они ассимилировались. Они привезли сюда не корейскую культуру, а Христа.
Но часть пасторов по-прежнему смотрят на "местное население" свысока, язык не учат. Это наша "зона риска", к ним у нас достаточно жесткое отношение, с такими мы сейчас прощаемся", - поясняет представитель РОСХВЕ.
Комментируя взаимоотношения с РПЦ, представляющей главную "традиционную" религию России, Константин Бендас, отметил, что "Русская православная церковь в мировом масштабе - меньшинство".
"Внутри христианства 1,3 млрд католиков, 1 млрд протестантов и 350 млн православных, включая все ветви. И там, где РПЦ в меньшинстве, например, в США, я не знаю ни одного эпизода с выдавливанием, дискриминацией и унижением этой конфессии. И я надеюсь, этого не будет и в России.
По словам епископа, прямых действий по "выдавливанию" других конфессий протестанты не видели. "Что происходит в кулуарах, даже боюсь предполагать. Мы стараемся жить мирно, проповедовать не свою деноминацию, а христианство. Я как проповедник считаю, что несу слово Христа, и для меня неважно, в какую Церковь в итоге придет человек", - сказал Бендас.
Как сказано в публикации "Свободной прессы", в РПЦ ситуацию, описанную протестантским епископом, официально комментировать затруднились. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский объяснил "СП", что он не комментирует взаимоотношения с "сектантами и протестантами". Своим взглядом на проблему поделился ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова игумен Петр Еремеев. Ранее он возглавлял Хабаровскую духовную семинарию - именно в Хабаровском крае протестанты развернули самую бурную деятельность.
Игумен Петр называет протестантов сектантскими организациями и приводит ряд причин, почему РПЦ уступила им часть территории Российской Федерации:
"Пока еще слабая позиция традиционных религиозных организаций. В первую очередь речь идет о Русской православной церкви: небольшое количество приходов, малое число священнослужителей, только 1 духовная семинария, которая была открыта буквально несколько лет назад. Данная проблема обусловлена полным уничтожением следов Православной церкви в регионе в советское время. При общем интересе населения к православию организация общин тормозится из-за отсутствия адекватного ситуации числа духовенства. Духовным вакуумом пользуются сектанты. Нередко проповедники-миссионеры спекулятивно используют традиционные символы православия", - рассказал игумен.
Другая причина - близость Японии, Кореи, Китая.
"Из этих стран на территорию России мигрируют многие секты (в том числе запрещенные в своих странах), используя Дальний Восток как плацдарм для дальнейшей вербовочной работы на территории России. В связи с отсутствием каких-либо мер по противодействию данной сектантской экспансии на местах ситуация становится неуправляемой. Американские секты также считают Дальний Восток более эффективным и безопасным каналом внедрения в Россию", - поясняет представитель РПЦ. Он привел и еще целый ряд доводов.
По его словам, это и "отсутствие религиоведческих центров, развитых учебных заведений, готовящих специалистов в области сектоведения, религиоведения". "На весь Дальневосточный федеральный округ только в ДВГУ на кафедре теологии и религиоведения готовят подобных специалистов. Учебная дисциплина "религиоведение" ведется лишь в нескольких дальневосточных вузах, при этом большинство из преподавателей данной дисциплины не имеют профильного религиоведческого образования. В связи с этим у выпускников вузов (будущих юристов, экономистов, техников, строителей и др.) отсутствует религиозная грамотность и навыки различения безопасного религиозного учения от деструктивного сектантского".
Еще один из моментов - отсутствие специализированных реабилитационных и антисектантских центров по противодействию деструктивным и тоталитарным культам. "Если в европейской части России их несколько десятков, то на ДВ - ни одного", - сообщил игумен Петр.
Важной причиной роста "нетрадиционных" религиозных движений он считает также их поддержку со стороны "завербованных чиновников и сотрудников правоохранительных органов".
"Последние разоблачающие скандалы в Дальневосточном федеральном округе, связанные с вербовкой сектантами высокопоставленных должностных лиц, свидетельствуют об успешности работы сектантов в этом направлении", - считает игумен. При этом он добавил, что отсутствие критической информации о деятельности сект в ДФО также играет свою роль.
"Разоблачающие материалы в местных СМИ практически не допускаются в печать. При отсутствии правдивой критической информации граждане пользуются только той информацией, которую предоставляет им секта сама о себе", - сказал представитель РПЦ.