"Любые страдания, проблемы в жизни многими воспринимаются как однозначное зло. Мы дерзновенно говорим, что нам Господом открыто, что это может быть и благо", - приводит слова представителя РПЦ портал "Интерфакс-Религия".
В аскетической литературе, сказал он, встречается мысль о том, что человек, достигший Царствия Божия, будет благодарить за страдания, которые ему в земной жизни казались непереносимыми и действительно были очень тяжелыми.
При этом Всеволод Чаплин заявил о попытках общества уйти от реальности того, что некоторые тяжелобольные люди совершают самоубийства.
"Может быть, Господь наказывает особым образом не тогда, когда происходят войны, болезни, явные страдания, возможность их увидеть, а тогда, когда ничего этого нет? Может быть, это как раз признак богооставленности? Может быть, Бог молчит тогда, когда люди почему-то начинают считать, что страданий в их жизни нет и быть не может?" - размышляет протоиерей.
Священник процитировал известного старца Паисия Святогорца: "Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека. Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу".
В то же время Всеволод Чаплин указал на то, что страдание не обязательно является искупительным, назидательным, "и наслаждаться им не нужно, провоцировать его не нужно".
В свою очередь, член Синодальной библейско-богословской комиссии Аркадий Малер отметил, что христианство не призывает к наслаждению страданием, "иначе это был бы мазохизм", но когда Господь наказывает человека, "это означает, что Он еще и ждет его, рассчитывает на него".
"Согласно христианству, для того, чтобы совершенствоваться в этом мире духовно, интеллектуально, физически, нужно себя преодолевать, и это преодоление себя всегда связано с определенной болью", - заявил он.
Библеист, доктор филологических наук Андрей Десницкий напомнил евангельскую историю о слепорожденном - "классическом случае явно незаслуженного страдания", через которое в то же время "явилась слава Божия".
"Его исцелили, и его жизнь перевернулась. Если бы этого не произошло, он мог не увидеть главного", - отметил Десницкий.