Непальская "живая богиня" намерена заняться банковским делом
Reuters
Чанира Байрачарья, на протяжении девяти лет считавшаяся Кумари - "живой богиней"- в Патане, втором по численности населения городе Непала, скоро достигнет полового созревания и, в соответствии с традицией, перестанет быть земной представительницей Небес, а городу придется искать новое божество.

Простившись с небесным статусом, пятнадцатилетняя девушка-Кумари намерена заняться банковским делом, сообщает Reuters.

На прошлой неделе Чанира стала первой богиней, получившей сертификат об окончании школы, который был доставлен в ее храм, расположенный у нее же дома.

Верховный суд Непала лишь в 2008 году приказал правительству обеспечить Кумари базовым образованием и медицинским обслуживанием. Живым богиням запрещается свободно общаться с посторонними людьми, поэтому обучение проходило в индивидуальном порядке.

"Я хочу изучать торговлю или финансы и работать в банковском секторе", - сказала Чанира в интервью Reuters.

Кумари, или Кумари Деви (на непальском языке - "девочка"), становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты шакья народа неваров (народ, считающийся автохтонным населением долины Катманду). Хотя Кумари божество индуистское, она почитается по всей стране как индуистами, так и буддистами.

У избранницы должны быть совершенные глаза, зубы и волосы, а на ее коже не должно быть ни одной царапины. По обычаю гороскоп Кумари находится в гармонии с гороскопом короля Непала. Теперь, когда страна стала республикой, в этой традиции, по-видимому, должны произойти изменения.

По традиции на роль Кумари выбирают девочку из буддистской семьи. Она проходит сложное нравственное воспитание и становится "живой богиней". Верующие поклоняются ей, пока девочке не исполнится 12-13 лет, после чего она возвращается в свою семью.

Считается, что Кумари - телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступают первые менструации, богиня покидает ее тело, сообщает Свободная энциклопедия.

В Непале имеется несколько Кумари, наиболее известной ранее считалась Королевская Кумари, жившая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагало прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселялась во дворце Кумари Гхар в центре города.

Кумари - единственная, кто имел право поставить тику (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Это до сих пор происходило раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывал в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляла его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году, сообщает Wikipedia.

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно - в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари, (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку, сообщает портал "24ru.com".

По одной из легенд, король Джаяпракаш Малла, последний правитель династии Малла, увидел, как красная змея проникла в опочивальню короля, когда он играл с богиней Таледжу в ее храме. Король обратил внимание на красоту богини, покровительницы королевской династии, и подумал, что она превосходит красоту его жены. Однако богиня прочла его мысли и решила наказать короля. Она постановила, что теперь король сможет ее видеть только в облике девочки из низкой касты. После этого король стал искать среди девочек ту, в которую вселился дух богини Таледжу. Cущественным при поиске Кумари является сон матери о красной змее. Раз в году король Непала просил благословения у Кумари во время праздника Индра Джатра. Эту же легенду рассказывают и о другом короле, Гункаме Деве, предке Джаяпракаша Маллы.

По другой легенде, король Джаяпракаш Малла имел связь с недозревшей девочкой, в результате чего она умерла. Чувствуя вину и раскаяние, король стал также видеть сны, по которым ему следовало искать снова инкарнации богини Таледжу. Каждый год он должен проводить специальные ритуалы и просить благословения от Кумари.

По третьей легенде, во время правления короля Джаяпракаша Маллы девочку выгнали из города, потому что боялись, что в нее вселился дух кровожадной богини Дурги. Королева, узнав про это, заставила короля разыскать девочку и почитать ее как реинкарнацию богини Дурги.

Процедура избрания Кумари

Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска ее новой инкарнации. В чем-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи - ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков. Кумари ищут в рамках определенной касты ювелиров.

Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь, и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется все - здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей.

Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями страшных животных, в которую врываются люди, переодетые в привидения. Это очень важно, так как в тело Кумари должны вселяться страшные воплощения богинь Дурги и Кали.

Жизнь Королевской Кумари

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар, где она постоянно обитает. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями. Члены семьи могут навещать ее редко и по формальному поводу. Она не может работать и посещать школу. Она дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты, принадлежащих, как и она, к народности невари. Она одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу "огненный глаз" (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые ее поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться ее несут в золотом паланкине. Ее ноги, равно как и все ее тело, становятся священными, и просители, прикасаясь к ее ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у нее благословения, он целует ее ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой и один ее взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут во дворе Кумари Човк, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни.

Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают. Вот пример интерпретаций ее поведения:

Когда она кричит или плачет - серьезная болезнь или смерть;
Когда она в слезах или потирает глаза - скорая смерть;
Когда она дрожит - тюремное заключение;
Когда она хлопает в ладоши - следует бояться короля;
Когда она подбирает остатки предложенной еды - денежные потери.
Если же Кумари остается спокойной и бесстрастной во время аудиенции, просители уходят в хорошем настроении: это означает, что их просьбы будут удовлетворены.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все ее желания и наставлять ее в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять ее. Они несут ответственность за ее одежду, купания, украшения, организацию приема посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Ее учителя, однако, не имеют права требовать от нее что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать ее изучать предмет.

Ее тщательно отобранные друзья по детским играм также должны ее почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться ее желаниям.

Судьба бывших Кумари

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови) и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определенные ритуалы и слагает с себя божественный статус…

Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре раз выше среднего дохода непальца. Иногда ее продолжают называть Кумари, а не по ее имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт.

В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж, рассказывает портал "24ru.com".