Согласно документу, из закона предлагается исключить понятие религиозной группы как объединения верующих, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и имеющих право совершать богослужения, осуществлять обучение религии своих последователей, сообщает "Интерфакс".
Вводится также статья, посвященная государственной религиоведческой экспертизе, и расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации религиозной организации.
Кроме того, одна из поправок предусматривает ограничение в правах местной религиозной организации, которая не представила для государственной регистрации документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию.
Анализ предлагаемых поправок выявляет несколько существенных нововведений, пишет в пятницу "Независимая газета", обращающая внимание на то, что ликвидируется понятие религиозной группы, то есть объединения людей на основе одного вероучения, для которого не требуется госрегистрация. "Тем самым принцип функционирования духовных объединений с заявительного меняется на строго разрешительный. Одновременно расширяется перечень оснований, по которым организации может быть отказано в регистрации", - говорится в публикации "НГ".
Как отмечает в пятницу "Газета.ru", граждане, решившие образовать религиозную группу, должны будут в письменной форме уведомить Минюст о ее создании. Зарегистрироваться сумеет лишь община, в которой насчитывается не менее десяти человек, предоставившая свой устав и прошедшая государственную религиоведческую экспертизу. При этом государство оставляет за собой право отказать такому объединению в регистрации в целом ряде случаев - в частности, если ее "цели и деятельность" противоречат Конституции и вообще российскому законодательству, а также "если организация не признана в качестве религиозной в установленном порядке".
Местные религиозные организации должны будут регистрироваться отдельно либо получать "добро" крупной централизованной. Кроме того, документ отменяет 15-летний срок при регистрации религиозных организаций. (По действующему законодательству желающая зарегистрироваться и получить таким образом статус религиозной организация должна доказать либо свое существование на протяжении последних 15 лет, либо свою причастность к централизованной религиозной организации.)
Сейчас закон подразделяет религиозные объединения на организации и группы. Религиозные группы могут действовать без регистрации, они имеют право молиться в частных квартирах, обучать религии своих адептов. Этим все возможности группы исчерпываются.
Как пояснил в разговоре с "Газетой.ru" эксперт Института прав человека Лев Левинсон, вновь создаваемые религиозные структуры, если они не являются частью централизованных организаций, как, например, приходы РПЦ, будут обязаны регистрироваться в качестве местных организаций. "При этом в течение 10 лет они не будут иметь права создавать образовательные учреждения, воскресные школы, например, приглашать иностранных граждан с профессиональными целями, открывать иностранные представительства, проводить религиозные церемонии в больницах, тюрьмах, детдомах, издавать и распространять религиозную литературу или создавать СМИ", - рассказал правозащитник.
Перейти к такой деятельности группы смогут, только влившись в крупную централизованную структуру. По мнению Левинсона, это сделает невозможным любое альтернативное религиозное движение. "Получается, что духовно-религиозное развитие окажется под запретом", - заключил эксперт, ответив, что фактически законопроект надежно защитит крупные церковные структуры от расколов. Именно им он выгоден в первую очередь, убежден Левинсон.
Его точку зрения разделяет аналитик межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "Агора" Рамиль Ахметгалиев. Он не исключает, что "этот законопроект создан при участии или при лоббировании религиозных конфессий, которые пытаются таким образом решить свои внутренние проблемы или конфликты". По мнению Ахметгалиева, это выгодно и власти. "Им с "религиозниками" удобно общаться именно таким образом. Через центр. Это вертикаль власти, которая перенесена на религиозные организации", - отмечает он.
По мнению Ахметгалиева, законопроект предполагает ограничение права на свободу вероисповедания. Кроме того, благодаря ему централизованные религиозные организации, такие как, например, РПЦ смогут установить контроль над региональными религиозными организациями.
"Создаются барьеры для существования местных организаций, не согласных с политикой крупных централизованных объединений. Это касается всех конфессий. Такая тенденция была давно заметна. На практике такая позиция Минюста существовала. К нам поступали жалобы от местных организаций, которые хотели выйти из крупных организаций, пытались зарегистрироваться, а все сводилось к тому, что либо встаете под крышу к централизованной, либо мы вам отказываем", - приводит газета слова правозащитника.