Вместе с Русской православной церковью Рождество (по юлианскому календарю) встречают Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда (Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, придерживающиеся старого стиля.
Святки - это продолжение рождественского праздника. Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей, поэтому Святки - время особой духовной радости, когда верующие на протяжении 12 дней славят приход в мир Спасителя. В эти дни - с 8 по 17 января - отменяются однодневные посты по средам и пятницам.
Весть о Рождении Христа разносилась в ночь на 7 января во всех храмах Русской православной церкви. Их насчитывается около 30 тысяч почти в 70 странах мира.
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев нынешней ночью по традиции приняли участие в праздничных богослужениях. Глава государства посетил Спасский собор Свято-Юрьева монастыря в Великом Новгороде.
Президент поздравил с Рождеством Христовым православных христиан, всех граждан России, отмечающих этот праздник. В послании президента сказано: "Рождественские дни озаряют нашу жизнь особой радостью, пробуждают самые добрые чувства, обращают нас к духовным истокам и традициям. Это время благих помыслов и дел, искренней заботы о ближних и о тех, кто нуждается в помощи и поддержке".
Путин также подчеркивает "поистине уникальную роль в возрождении высоких нравственных, моральных ценностей, сбережении нашего богатейшего исторического и культурного наследия", которую играет РПЦ и другие христианские конфессии. Президент указывает: "Наращивается их взаимодействие с государственными и общественными структурами в делах образования, просвещения и благотворительности, в укреплении института семьи и воспитании подрастающего поколения".
О празднике Рождества
Рождество Христово - один из главных праздников в календаре Русской православной церкви, второй после Пасхи.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли - кормушку для животных.
Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира - Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали Святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.
В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с Востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Волхвы - по преданию их звали Гаспар, Мельхиор и Валтасар - направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления звезды - возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему".
Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа и установлен Церковью великий праздник. Начало этого установления относится ко временам апостолов. Вот что они писали ранним христианам: "Храните, братия, дни праздничные, и, вопервых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25й день десятаго месяца" (от марта).
В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения. Армянская апостольская церковь и сегодня вспоминает об этих двух событиях 6 января.
Дата Рождества - 25 декабря - принята Церковью с IV века. До 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.
В 337 году Папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество в этот день (исключение составляет Армянская церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю - по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января - по новому григорианскому стилю.
Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост. Он должен способствовать тому, чтобы души христиан очистились молитвой и покаянием, а тело - воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста - Навечерие Рождества, Рождественский сочельник. В этот день пост по традиции становится особенно строгим, а в храмах служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному - еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.
Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!". Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: "Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!"
Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия - богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии (Причастия).
На следующий день, 7 января, совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.
В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку - горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать - петь народные песни о Рождестве Христовом.
С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось. Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
27 декабря 1990 года в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем. Постановление начало действовать с 14 января 1991 года, таким образом, Рождество Христово было признано официальным праздничным днем.