Вместе с Русской православной церковью Рождество (по Юлианскому календарю, или по старому стилю) встречают Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда (Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря.
Период до следующей знаменательной даты церковного календаря - Крещения Господня, называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Рождественского праздника. Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей, поэтому святки - время особой духовной радости, когда верующие на протяжении 12 дней славят приход в мир Спасителя. В эти дни - с 8 по 17 января - отменяются однодневные посты по средам и пятницам.
- Патриарх Кирилл: "Люди страдают от одиночества, только если им не о ком заботиться"
- Как возник рождественский праздник
Весть о Рождении Христа разносилась в ночь на 7 января во всех храмах Русской церкви. По информации ИТАР-ТАСС, на праздничных богослужениях в понедельник и в ночь на вторник, совершенных в 362 храмах и монастырях Москвы, присутствовали около 230 тысяч человек. Как сообщили в пресс-службе столичного МВД, обеспечение общественного порядка и безопасности московской полицией выполнено в полном объеме, никаких чрезвычайных происшествий не было допущено.
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев нынешней ночью приняли участие в праздничных богослужениях. Глава государства приехал на праздничное богослужение в храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, построенный рядом с Олимпийским парком в Имеретинской низменности в Сочи.
Главное богослужение было совершено в московском храме Христа Спасителя. Его возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Здесь присутствовал премьер-министр России Дмитрий Медведев с супругой.
Атмосфера в храме, куда пришли несколько тысяч человек, была на этот раз особенно благоговейная: сюда со Святой горы Афон прибыла одна из самых почитаемых христианских святынь - Дары волхвов - золото, ладан и смирна, которые более 2 тысяч лет назад были принесены новорожденному младенцу Иисусу.
Реликвию встретил патриарх Кирилл, поклонившийся святыне. "Впервые наше Рождественское богослужение сопровождается молитвой перед величайшей общехристианской святыней. Те самые дары были бережно сохранены Девой Марией", - приводит ИТАР-ТАСС слова патриарха. "Впервые за всю историю эта реликвия принесена в Россию", - добавил он.
Ковчег с Дарами волхвов сопровождает делегация афонских монахов во главе с известным духовником архимандритом Парфением (Мурелатосом). Выступая перед журналистами, греческий священник выразил надежду на то, что реликвия "принесет благо русскому народу". "Было очень много усилий потрачено, около двух лет мы готовились, чтобы святыня оказалась здесь", - отметил он.
В преддверии праздника патриарх направил послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской православной церкви, в котором подчеркивается, что "Рождество Христово - центральное событие всей человеческой истории".
"Сегодня наши храмы наполнены людьми, которые пришли прославить Новорожденного Богомладенца - Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь - Деву Марию... Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия - и Сына человеческого - мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость - а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости - а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, - а вовсе не одинокий Владыка мира", - говорится в послании.
Предстоятель Русской церкви, поздравляя верующих, призвал их неустанно творить добро и противостоять греху, исполняя закон Христов. "Принимая на себя чужие немощи, разделяя боль и скорбь, сострадая несчастным и обездоленным, человек исполняет закон Христов и уподобляется Спасителю".
Рождество православные россияне встречают в десятках новых храмов. Всего в Русской церкви насчитывается более 30 тысяч храмов и 800 монастырей в 60 странах.
Из главного православного храма России прямую трансляцию праздничного богослужения вели федеральные телеканалы, а также телеканал "Спас" и интернет-портал Московской патриархии.
Патриарх Кирилл: "Люди страдают от одиночества, только если им не о ком заботиться"
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал в первый рождественский день интервью телеканалу "Россия", в котором заявил, что люди страдают от одиночества только в том случае, если не видят того, о ком можно позаботиться.
"Одиночество возникает тогда, когда у человека нет предмета любви. Если появляется предмет любви, то исчезает одиночество. А значит, что такое отсутствие предмета любви? Это отсутствие другого человека, которому бы ты мог передать свое внутреннее чувство, свое внимание, свою заботу, может быть, свою любовь. Это все от нашего индивидуализма, от нашего эгоизма", - приводит ИТАР-ТАСС слова главы РПЦ.
"Выход из этой трагедии очень простой - надо повнимательнее посмотреть, что вокруг нас и как много людей сегодня нуждаются в нашей заботе, в нашем внимании", - считает патриарх.
Сам он приходит на Рождество и на Пасху к престарелым, одиноким, бомжам, инвалидам. "Я оттуда выхожу другим. Я чувствую, как у меня на душе стало светлее. Это почти то же самое, что ты испытываешь после богослужения", - поделился предстоятель Русской церкви.
"Верующие люди знают, что из церкви выходят с легким сердцем. Я так выхожу от этих людей. Они мне дали больше, чем, может быть, я им дал", - сказал он.
Он предлагает "всем, кто страдает от одиночества, пойти в мир с добрым и открытым сердцем к тем, кто нуждается в помощи". "За один такой поход можно обрести и друзей, и близких, и предмет своей заботы", - сказал патриарх Кирилл. Сегодня днем, по данным ИТАР-ТАСС, глава РПЦ посетит заключенных в СИЗО на севере Москвы.
Говоря о праздновании Рождества, патриарх Кирилл назвал детские переживания встречи этого торжества самыми яркими. "Меня привлекало мерцание лампад, ранние литургии, запах ладана, песнопение. И в какие-то моменты особенно чувствовалась детским сердцем божественная благодать", - рассказал он, вспомнив, как с детства мечтал стать священником. "Мечтание, которое поглощало мое детское сознание, было связано со служением Церкви. Я не помню себя ни в каком возрасте, когда бы я не хотел стать священником", - признался патриарх.
Он вспомнил также, как, вернувшись однажды с рождественского богослужения, "испытал такой духовный подъем, что сел и написал стихотворение - единственное в жизни", сообщает ИТАР-ТАСС.
По словам патриарха, вытеснение подлинного смысла Рождества из общественного пространства, включая его подмену другими названиями, имеет опасные последствия. "Это политическая акция, целенаправленное действие по вытеснению христианских ценностей и в том числе и христиански ориентированных праздников из жизни людей. Это духовное разоружение масс. Это невероятно опасная тенденция", - приводит слова патриарха "Интерфакс".
Он заявил, что сегодня на Западе, обеспокоенном защитой прав и свобод человека, нарушается право человека открыто исповедовать христианскую веру. Предстоятель РПЦ упомянул случаи, когда, например, телеведущим или медсестрам запрещают носить крест.
"Конечно, христианские ценности в Европе сохраняются, несомненно, в жизни народа. Я имею опыт общения, в том числе с западноевропейцами, которые все это в своих сердцах хранят. А вот общая политическая тенденция, общее направление действия элит, несомненно, носит антихристианский и антирелигиозный характер", - констатировал он.
"Мы прошли эпоху атеизма, и хочется кричать на весь мир: "Люди, остановитесь, мы знаем, что это за жизнь", - добавил патриарх Кирилл.
Рождество Христово - один из главных праздников в календаре Русской православной церкви, второй после Пасхи.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота.
Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира - Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.
В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с Востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Волхвы, по преданию их называли Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления звезды - возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему".
Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа и установлен Церковью великий праздник. Начало этого установления относится ко временам апостолов. Вот что они писали ранним христианам: "Храните, братия, дни праздничные, и, во‑первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25‑й день десятаго месяца" (от марта).
В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения. Армянская апостольская церковь и сегодня вспоминает об этих двух событиях 6 января.
Дата Рождества - 25 декабря - принята Церковью с IV века. До 70‑х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II‑III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.
В 337 году Папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю - по Юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января - по новому григорианскому стилю.
Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост. Он должен способствовать тому, чтобы души христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело - воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). последний день Рождественского поста - Навечерие Рождества, Рождественский сочельник. В этот день пост по традиции становится особенно строгим, а в храмах служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по‑праздничному - еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.
Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!". Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: "Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!"
Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия - богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии (Причастия).
На следующий день - 7 января, совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества.
К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.
В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку - горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать - петь народные песни о Рождестве Христовом.
С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось. Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
27 декабря 1990 года в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем. Постановление начало действовать с 14 января 1991 года, таким образом, признав Рождество Христово официальным праздничным днем.