Такой подход мотивируется тем, что упоминание Всевышнего может привести к конфликтам. О ходе обсуждения этой проблемы рассказала накануне лондонская "Independent" (с переводом публикации знакомит сайт "Inopressa.Ru").
Как известно, возглавить работу над проектом европейской конституции было поручено бывшему президенту Франции Жискар д'Эстену, являющемуся главой Конвента. Затем проект должен быть передан на утверждение главам правительств ЕС.
Хотя президиум Конвента и принял накануне решение не упоминать о Боге в первых статьях европейского закона, сторонникам чисто светской конституции пока еще рано торжествовать, поскольку Жискар д'Эстен, (он, кстати, недавно побывал с визитом в Ватикане) считает, что в преамбуле все же должны быть упомянуты "религиозные ценности Европы".
Решению предшествовали оживленные прения. Мнения их участников разделились. Многие сочли, что исход этой дискуссии покажет, считает ли себя Европейский союз, собирающийся, между прочим, принять в свой состав мусульманскую Турцию, своего рода христианским клубом.
В поддержку необходимости отразить религиозное наследие континента выступили многие члены европейских консервативных христианско-демократических партий.
В числе сторонников этого подхода - бывший премьер-министр Ирландии Джон Бертон, который указал на то, что Бог упомянут в первой фразе ирландской конституции и что мировоззрение многих людей, в том числе и его собственное, основано на вере во Всевышнего. "Почему мы не можем признать это? Это будет указанием на духовный аспект нашего существования. Мы живем не только ради материальных благ. Есть что-то выше человека", - эмоционально высказался бывший глава ирландского правительства.
Делегаты из Германии, Италии, Польши и Словакии выступили за формулировку, в основе которой лежит цитата из польской конституции. Такая интерпретация позволяла бы отметить то, что, с одной стороны, ЕС признает ценности людей, которые "верят в Бога как в источник истины, добра и красоты", а с другой стороны, считается и с теми, кто эту веру не разделяет, но уважает упомянутые всеобщие ценности. И пусть при этом неверующие считают, что подобные ценности "исходят из других источников".
В настоящий момент ожидается, что во второй статье конституции, которая должна быть обнародована, будет сказано, что в основе Союза лежат "уважение, человеческое достоинство, демократия, правовое государство, свобода и права человека - ценности, разделяемые государствами-членами ЕС и их обществами".
Великобритания выступила за нерелигиозный подход и, скорее всего, одобрит эту формулировку. "Было много возражений против упоминания Бога. Сложно сделать так, чтобы все были довольны: и христиане, и мусульмане, и агностики, и атеисты", - цитирует слова одного британского дипломата "Independent", отмечая, что среди многих представителей Европы бытует мнение, что к любому упоминанию религии следует относиться очень осторожно. Особо деликатны сторонники этого мнения в отношении к христианству, потому что, как они считают, среди граждан ЕС много представителей других конфессий.
Как отмечает газета, Ватикан выступил за то, чтобы Имя Божье в конституции было упомянуто. Но главная забота Святого Престола состоит, однако, в том, чтобы основной закон не покушался на некоторые привилегии католиков. Это, кстати, может волновать и представителей других конфессий. Известно ведь, что, например, в таких странах, как Германия, существует узаконенный "религиозный" налог, который официально определившие свою веру католики и протестанты должны платить в пользу своих Церквей.