Его установка на месте комендатуры полигона приурочена к 70-летия начала массовых расстрелов в Бутове. Основанием для него послужили камни с Соловецких островов, а также камни от разрушенных прежде православных храмов. Сама же установка проводилась без применения тяжелой техники. По-старинке, канатами, несколько десятков верующих подняли крест и установили его около храма Новомучеников и исповедников российских, сообщает ИТАР-ТАСС.
Православный символ был доставлен крестным ходом от Соловецкого монастыря по Волго-Балтийскому каналу, Волге и каналу имени Москвы в столицу. Огромный деревянный крест плыл на барже по этому маршруту, в сопровождении участников крестного хода. Первопрестольная встретила его звоном колоколов и молебном. Далее крестный ход проследовал по Москва-реке мимо храма Христа Спасителя, Кремля к Южному речному порту.
Оттуда Поклонный крест памяти жертв репрессий 1930-х годов был доставлен в Ново-Спасский монастырь. Там были совершены Всенощные бдения и богослужения в память погибших. Прошедшей ночью крест символически объехал столицу по Московской кольцевой автодороге и потом прибыл в Бутово - на место массовых расстрелов и захоронений жертв политрепрессий.
Символично, что крест прибыл с Соловков, тем самым он связал "две русские Голгофы" - печально известный Соловецкий лагерь особого назначения, и Бутовский полигон. На сегодняшний день установлены имена 20 тыс. 761 человека, расстрелянных в Бутово с августа 1937 года по октябрь 1938 года, в том числе около тысячи священнослужителей, монахов и мирян, расстрелянных за приверженность православной вере. К лику святых причислены 323 из них.
Небывалый по размерам крест, выполненный в традициях поклонных крестов русского Севера. Мастера Соловецкого монастыря работали над ним 5 месяцев. По словам одно из кресторезов Георгия Кожокаря, он изготовлен из кедра, сосны и кипариса. "Таким чудесным образом собраны воедино древа в кресте крестов", - сказал он. Крест имеет размеры 12,5 метра в высоту и 7,6 метра в ширину.
Крест символизировать дань памяти всем невинноубиенным в годы репрессий, а не только тех, кто погиб в 1937-1938 годах. "Трудно найти место, где собраны сразу столько святых", - сказал настоятель храма Новомучеников и исповедников российских священник Кирилл Каледа.