открыть свою душу готов каждый третий житель России,  и то лишь потому, что считает религию основной частью духовной культуры не столько одного себя, сколько общества в целом
dedushkin1.livejournal.com
Согласно опросам портала SuperJob, более половины россиян негативно воспринимают попытки залезть к ним в душу, поскольку религия - это личное дело каждого.

Между тем открыть свое сердце готов каждый третий житель России - и то лишь потому, что считает религию основной частью духовной культуры не столько одного себя, сколько общества в целом. Есть и те, кто уверен, что религия не более чем разновидность бизнеса, которая помогает властям управлять населением страны - такой ответ дали 15% респондентов, сообщает в своей информации радио "Голос России".

Председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда, считает, что подобные результаты говорят о том, что Россия переживает разрыв между культурной и собственно религиозной идентичностью. Проще говоря, многие причисляют себя к той или иной религиозной конфессии, но постулатами веры в своей жизни не руководствуются, отмечается в комментарии радиостанции.

Многие светские эксперты указывают на то, что Россия - прежде всего секулярное государство, а это значит, что преобладать должна не религиозная, а гражданская идентичность. Член Общественной палаты России, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Сергей Ряховский уверен в обратном. Без веры в Бога сложно жить, говорит он.

"Вера в Бога - это, с одной стороны, интимное, личное дело каждого человека. С другой стороны - это то, что объединяет общество. Потому что есть общность ценностей, общность понимания жизни, цели жизни, настоящего, прошлого и будущего. Нас должно что-то связывать вместе. Чтобы мы построили сильное общество, сильный народ, сильные семьи, и вот вера в Бога объединяет людей. Но это нельзя навязывать. Ни в коем случае. Высшие духовные ценности, культура веры не навязывается. Каждый человек свободен это принимать или не принимать".

Россияне средней и старшей возрастных групп считают, что социальная функция религиозных организаций ограничена стенами храма. Однако сегодня это уже не совсем так. Религия - это социально активная сила, о чем говорит и введение такого предмета, как "основы православной этики" в российских школах, и регулярное присутствие представителей высшей церковной власти на политически значимых мероприятиях. Кроме того, с начала 90-х годов социальные функции Церкви закреплены законодательно. А за последние годы Русская православная церковь значительно усилила свои позиции в России и в мире.

В нынешнее непростое время будущее страны зависит не только от модернизации и развития экономики, отмечает политолог Борис Шмелев. Духовное оздоровление общества, по его мнению, значительно более важно.

"Процесс возвращения граждан России к религиозности - это длительный процесс. Все опросы общественного мнения показывают, что истинно верующими являются не более 6-8% всех граждан страны. Без Церкви, которая должна играть очень большую воспитательную роль, мы, видимо, пройти этот тяжелый путь очищения и оздоровления не сможем. Другое дело, способна ли нынешняя Церковь повести россиян по этому пути. Целый ряд постулатов и догм, которые были типичны для различных ветвей религии, себя уже исчерпали, человек на многие вещи смотрит иначе. И здесь должно быть обновление Церквей. И Церкви должны идти навстречу пожеланиям общества. Граждане России идут к религии, к Церкви, а Церковь идет к гражданам. Она не поучает их, не руководит ими. Я думаю, что она сама знает свои слабые стороны и свои пороки",- считает Борис Шмелев.

Как ни странно, самая религиозная часть российского общества - это студенты. Более половины из них относят себя к верующим. При этом порядка 80% считают себя последователями православия, что, впрочем, не мешает призывать в сессию не совсем христианскую помощь в виде "Халявы". Впрочем, самоидентификация "я - православный" чаще всего говорит о том, что человек, во-первых, был крещен в детстве, а во-вторых, не считает себя мусульманином или иудеем. Реальными знаниями религии похвастаться могут единицы, отмечает "Голос России".