Сама постановка вопроса о праве на развод в XXI веке, безусловно, является анахронизмом, отмечает автор. Если супруги по каким-то причинам не могут жить вместе, то их совместная жизнь похожа на адские муки. Так, по крайней мере, полагают светские люди, не обремененные католической моралью. Однако Церковь считает иначе.
Учение Римско-католической церкви, ее моральное богословие и каноническое право решительно отвергают развод. Вступив единожды в церковный брак и принеся обеты верности, католики должны соблюдать их до самой смерти. Только Церковь может освободить супругов от совместной жизни, которую они обязаны сохранять, даже если так ненавидят друг друга, что готовы пойти на убийство. Такое тоже случается или случалось в прошлом.
По статистике, треть детей, рожденных на Мальте, появились на свет вне брака! Это происходит потому, что значительное число мальтийцев не могут официально оформить свои новые супружеские отношения, так как не имеют права получить развод, хотя прежний брак давно распался. В результате на свет Божий появляются внебрачные дети.
Как отмечается в публикации, здесь открывается еще одна коллизия, еще одно столкновение реальной жизни и католической морали. Католическая церковь запрещает использовать противозачаточные средства. Поставленные перед выбором, как жить, чему следовать, католики (не только на Мальте) вынуждены решить, соблюдать церковные каноны или поступать так, как требует жизнь и совесть.
О Католической церкви часто говорят, как о самой современной в христианском мире, часто ее даже обвиняют в модернизме, при этом почему-то упорно не видят того, что многие положения католического учения, особенно в области семейно-брачных отношений, остаются на уровне средневекового сознания.
Тем не менее католические богословы и церковные иерархи продолжают рассматривать человека и его природу в духе учения святых отцов, игнорируя открытия современной антропологии и психологии. Это было бы уместно в XIX, но уж никак не в XXI веке. Хорошо еще, если бы эти утопические представления о человеке и обществе не касались жизни конкретных людей, но ведь они определяют их судьбы, нередко драматическим образом.
Автор приводит мнения, которыми обмениваются по поводу браков и разводов участники одного из католических форумов в Москве. Вот что они пишут:
М. "Если женщину бросил муж, а у них был освященный брак, неужели действительно она не может никогда больше выйти замуж? Она встретила другого человека, который помогает ей растить детей, они любят друг друга, очень верующие, каждое воскресение – месса. Но Церковь не допускает их до причастия и исповеди. Простите, не могу и не хочу этого понять. Точнее, не хочу в это верить. Ведь милосердный Бог видит их веру, знает ситуацию. Это не ее вина – муж ушел к молоденькой... Неужели у этой ситуации нет никакого решения? Ведь когда она будет умирать – ее исповедуют и причастят... Но человек жаждет Бога!"
A. "Вообще удивляет меня эта женская позиция. Не успела еще с первым мужем разобраться – так сразу подавай ей следующего и т.д. и т.д. ..."
B. "На самом деле то, что описывает М., всегда большая трагедия для людей. Но реальность такова, что компромисса между добром и злом быть не может, как бы мы ни хотели его найти".
Т. "Ну а что делать одной моей знакомой, которая в 22 года вышла замуж, и муж ей изменил через год, после чего она от него ушла? Она, насколько я понимаю, перед мужем ничем не провинилась и все, что сделала, – отказалась закрыть глаза на то, что у мужа, помимо нее, другая женщина. Доживать жизнь в целибате, при том, что к монашеству она не призвана? Боюсь, в этом вопросе я на стороне второбрачных".
Что же касается Мальты, то молодые люди здесь убеждены, что пока в стране не разрешат развод, и жениться не стоит. Развод на Мальте официально запрещен. Мальта осталась единственной страной в Европе (за исключением Ватикана), где у граждан нет права устраивать семейную жизнь по своему усмотрению. Решение референдума, состоявшегося 29 мая, еще необходимо законодательно оформить в Парламенте. Между тем нынешнее мальтийское правительство относится к идее законодательно разрешенного развода крайне негативно.
Именно поэтому на Мальте очень распространены так называемые "фактические браки" (попросту говоря, сожительство), когда пары годами живут под одной крышей, не решаясь официально оформить свои отношения, а тем более венчаться в церкви: кто знает, что может произойти в совместной жизни!
Гражданский и церковный брак и для мальтийца пока тождественны, с точки зрения условий, возможностей и процедуры их расторжения. Существуют как минимум три способа расторгнуть неудавшийся брак или по крайней мере расстаться с супругом, с которым жизнь не сложилась: раздельное проживание; получение развода за границей (при наличии иностранного гражданства); аннулирование брака, гражданского или церковного.
Права на раздельное проживание можно добиться довольно быстро. Один из супругов подает в суд соответствующий иск на основании своих претензий к другому. Принимаются во внимание следующие претензии: уход из семьи, жестокое обращение, полный разрыв отношений. Судья, удостоверившись, что оба супруга согласны на раздельное проживание, делит их имущество и назначает алименты.
Но при этом ни один из супругов не имеет права снова вступить в новый брак. Согласно канонам Католической церкви, даже живя отдельно, супруги остаются супругами и должны соблюдать обеты верности, данные перед алтарем. Более того, если получающая алименты жена замечена в отношениях с другим мужчиной, она немедленно их лишается.
Такая особенность семейного права, действующего на Мальте, базируется на каноническом праве Католической церкви, не допускающей развод в принципе.
Аннулирование гражданского брака происходит в суде. Это крайне сложная и дорогая процедура. Процесс может тянуться годами, а надежды на положительное решение суда очень мало.
Поводом к официальному разводу служит иск одной из сторон с указанием причин, почему брак следует признать недействительным. Это может быть, например, то, что при заключении брака одна из сторон представила недостоверные анкетные данные (имя, пол, предыдущие браки и т.п.); физическая невозможность продолжения брака одним из партнеров (неизлечимая импотенция, например, или доказанная гомосексуальность); психическое заболевание одного из супругов или принуждение к браку.
Даже если аннулирования брака хотят оба супруга, по взаимному согласию, судебная процедура неизбежна. Во время процесса они подвергаются перекрестным допросам перед тремя судьями, при этом специальный "защитник супружества", обычно католический священник, пытается свести на нет попытки пары доказать, что их брак недействителен. Устраивается длительное расследование с привлечением свидетелей – родственников, друзей, соседей. Истец, ответчик и защитник независимо друг от друга участвуют в процессе, а суд сравнивает их доводы и аргументы и выносит вердикт.
Если суд постановил аннулировать брак, дело автоматически передается в апелляционный суд, который должен вынести еще один вердикт. В случае если решение судов двух инстанций совпадает, брак объявляется недействительным. Но есть еще одна, последняя инстанция – Верховный суд Мальты.
Если брак был аннулирован, оба супруга могут вступить во второй брак, но он будет считаться "первым браком". Если брак был освящен Католической Церковью, но фактически не состоялся (по причине недееспособности или отсутствия одного из супругов) – он может быть расторгнут по личному решению Папы Римского. А уже на этом основании может быть расторгнут и гражданский брак. В этом случае человек тоже может повторно жениться (выйти замуж).
Из вышесказанного нетрудно понять, что законы страны и каноны Римской Церкви фактически толкают мальтийцев на незаконное сожительство.
Католическая церковь на Мальте – оплот противников разводов. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" – таков аргумент Церкви. Другой довод мальтийских католиков: развод, узаконенный в других странах, например, в Италии, не решил там проблем распадающихся семей, не уменьшил количество детей, рожденных вне брака, – так зачем же Мальте этот эксперимент?
Архиепископ Мальты в своих выступлениях по этому поводу много раз отмечал: Церковь никогда не даст своего согласия на внедрение разводов в гражданскую юридическую практику. Однако количество католиков, не согласных с этим, растет.
Сегодня католическая община страны (это 95% граждан из 400 тысяч населения), разделилась приблизительно пополам. Между сторонниками и противниками легализации разводов возникло ожесточенное противостояние. Католическое духовенство называет тех, кто поддержал разводы на референдуме, "волками в овечьей шкуре" и грозит им отлучением от причастия.
И это не только угрозы. Действительно, церковные каноны не признают светский развод, оформленный в официальных инстанциях. Разведенного католика Церковь до конца его дней считает грешником, живущим в блуде, недостойным причастия и исповеди. Возможно, это касается не только развода, но и светского брака, который Католической Церковью тоже не признается, поэтому верным ее чадам ничего не остается, как только спешным порядком венчаться, а разведенным – только уповать на милосердие Божие, заключает автор публикации.