"Росбалт" ранее характеризовал Сергея Чапнина как одного из главных оппонентов Всеволода Чаплина внутри "информационного блока" руководства РПЦ. Предполагалось, что основанием для увольнения ответственного редактора "ЖМП" стало его посещение Московского Центра Карнеги, где он якобы критиковал как раз протоиерея Всеволода Чаплина. Однако сам Чапнин считает, что его доклад в Карнеги-центре "Православие в публичном пространстве: война и насилие, герои и святые" стал лишь поводом. На самом деле его путь давно разошелся с направлением умов радикального крыла священноначалия Русской православной церкви. Незадолго до увольнения Чапнину вообще запретили выступать на каких-либо зарубежных конференциях. Он прямо говорил после увольнения "о риторике войны и оправдании насилия", которые присутствуют в церковной среде.
Отвечая в интервью на вопрос о том, чем вызвана почти одновременная отставка "представителей "правого" и "левого" крыльев РПЦ, Чапнин ситуацию с собственным увольнением назвал "простой". Патриарх, по его словам, "четко обозначил политическую мотивацию отставки, и одного мотива было вполне достаточно: недопустимое инакомыслие внутри Московской патриархии". "Задачу он поставил жестко - всем научиться говорить одним голосом, палитры мнений быть не должно. Построились и взяли под козырек все без исключения: и образованные, и необразованные; и молодые, и старцы; и миряне, и митрополиты. Не построился - иди вон", - отметил бывший редактор "ЖМП".
Всеволод Чаплин, как считает он, - "одна из ключевых фигур в патриархии, и для его отставки, казалось бы, нужен и набор мотиваций, и некоторая режиссура". "На заседании Синода 24 декабря прозвучало слово, которое, мне кажется, станет ключевым для патриархии в ближайшее время - оптимизация. В результате административной реформы патриарха Кирилла сильно раздуты штаты. Появились новые церковные структуры и большая армия церковных чиновников, которых надо кормить. Экономический кризис уже ударил по Московской патриархии и возникла необходимость ужиматься", - заявил Чапнин.
"Синодальный отдел, который стоит первым в списке на реорганизацию, - это информационный отдел, возглавляемый Владимиром Легойдой. Но я прогнозировал, что в следующем году его сольют с патриаршей пресс-службой. Разделение между ними искусственное, обычно этим занимается одно и то же подразделение. Однако патриарх пошел другим путем. Прикрываясь риторикой "оптимизации", он решал свои политические проблемы. В случае с отцом Всеволодом - это не борьба с инакомыслием, а крайнее раздражение, что подчиненный может мыслить самостоятельно. Таких сотрудников в окружении патриарха уже не осталось. За исключением, пожалуй, нового епископа Тихона (Шевкунова)", - считает собеседник "Росбалта".
Однако при этом Чапнин добавил, что "степень самостоятельности отца Всеволода тоже вызывает некоторые вопросы". "Случайно ли, что до сих пор не прозвучало ни слова осуждения в адрес тех эпатажных, пошлых, а порой и откровенно провокационных высказываний, которые позволял себе отец Всеволод на протяжении последних лет?", - задается вопросом Чапнин.
Новая структура, отметил он, получает название "Отдел по взаимодействию с обществом и СМИ". Но союзом "и", по его словам, "должны соединяться равноправные или равновеликие субъекты". "А здесь Церковь показывает, что для нее отношения со СМИ не менее важны, чем отношения с обществом. Это абсурд, но я не удивлен. Отношения со СМИ - это главный инструмент формирования "виртуального образа" Церкви. И для церковного руководства виртуальное стало не менее значимо, чем реальное", - считает собеседник агентства.
Возвращаясь к отставке Всеволода Чаплина, он назвал ее ликвидацией "тех, кто в окружении патриарха еще мог позволить себе самостоятельную позицию", подчеркнув при этом, что идеализировать его он вовсе не собирается. "Самостоятельность, насколько я понимаю, - это теперь главное, что крайне раздражает патриарха. Теперь его окружение состоит из раздавленных чиновников, отказавшихся мыслить самостоятельно", - подчеркнул Сергей Чапнин.
Он не исключает, что в отставке главы ОВЦО свою роль сыграли и "пожелания" со стороны государства. "Буквально в первые дни бомбардировок Сирии Чаплин заговорил о "священной борьбе против терроризма", но акценты тут же были смещены, и в СМИ это было интерпретировано как "священная война", которую православная Россия ведет против мусульман в Сирии, напомнил Чапнин, добавив, что "к христианской традиции это отношения не имеет и что эти высказывания - "весьма заметная ошибка отца Всеволода" "среди политических ошибок России осени 2015 года".