По данным переписи 2001 года, за десятилетие их численность в стране сократилась с 76382 до 69601 человека. Существует предположение, что у парсов могут быть репродуктивные проблемы, связанные с тем, что на протяжении многих поколений браки у них заключались между близкими родственниками в крошечной общине. Однако врачи такие опасения отвергают, утверждая, что лечение бездетных пар и программы искусственного оплодотворения могут привести к положительному результату. Тому есть свидетельства, о которых зороастрийцы говорят, что "это исполнение мечты о прекрасной семье через чудеса технологии и силу молитв". Между прочим, новая клиника репродукции, открытая в Бомбее, ставит своей задачей спасение одной из древнейших в мире религий.
Однако чтобы пополнить свои ряды, последователи иранского пророка Зороастра, жившего, как полагают, около 3,5 тыс. лет назад, прибегают не только к услугам современных клиник, но и к интернет-знакомствам.
Обращение к высоким технологиям сопровождается приходом на мировой рынок труда образованной молодежи, которая стремление обрести такие вечные ценности как любовь, семья и дети, откладывают на потом. Как и другие этнические группы, парсы пытаются приспособиться к меняющемуся миру, не меняя самих себя, отмечает автор статьи в The Wall Street Journal. "Я целиком за технологию, которая соединяет наших мальчиков и девочек, – говорит Хойесте Мистрии, зороастриец из Бомбея, у которого двое детей в США: сын – в Университете Огайо, а дочь – в Технологическом институте Джорджии. – Мы стремимся сохранить религию и людей".
Многие парсы ставят себе целью брак с человеком, имеющим те же культурные ценности и представление о религии.
В основе веры зороастрийцев – единый Бог, который руководит семью творениями: небом, водой, землей, растениями, скотом, человеком и огнем. Центральное место в религии занимает огонь – источник света и жизненной энергии. Он горит внутри зороастрийских храмов как главный предмет поклонения. Духовная цель человека – сохранить творения. (После смерти зороастрийца его тело помещают в "башню молчания" – каменный амфитеатр, где его поедают хищные птицы. Ритуал позволяет не осквернять священный огонь кремацией и землю захоронением.)
То, как зороастрийцы обходятся с мертвыми, описано в их религиозных текстах. Около 2,5 тыс. лет назад об этих ритуалах упоминал греческий историк Геродот. Зороастрийцы считают, что солнце и птицы очищают труп наиболее гармоничным способом, говорит Мистри, получивший образование в Оксфорде. Он отмечает, что в нескольких индийских городах, где проживает много парсов, обычай сохраняется. В Бомбее "башню молчания" оборудовали солнечными батареями, чтобы ускорить разложение и компенсировать исчезновение хищных птиц.
Парсы пришли на нынешнюю территорию Западной Индии в X веке, когда ислам изгнал их из Персии. Не пытаясь обратить людей в свою веру, парсы образовали замкнутые общины, практически не допускающие новичков. Детей от смешанных браков признавали, только если отец был парс. Так как зороастрийцы не стремились обращать других в свою веру, они спокойно жили среди индуистов, мусульман и христиан.
В годы британского правления в Индии у парсов обнаружился коммерческий талант. Сегодня они широко представлены среди богатых и известных людей. Семья Тата, самый известный в Индии клан промышленников, – из парсов. Среди других можно назвать дирижера Зубина Мету и покойного солиста группы Queen Фредди Меркьюри.
Однако парсам, стремящимся предпринять что-нибудь в связи с уменьшением их численности, нужны были не такие яркие звезды.
Примерно два года назад Сайрус Понча, главный тренер сборной Индии по сквошу, сказал, что ему никак не удается встретить женщину из парсов. Тогда его старший брат Невилл поместил его фотографию на сайте Shaadi.com, предлагающем парсам услуги по поиску пары.
Невилл также сам искал кандидаток для Сайруса. По его словам, ему были достаточно хорошо известны вкусы женщин из парсов, чтобы не выпячивать занятия брата сквошем, а подчеркивать связь семьи с космополитичным Бомбеем.
"Это была любовь с первого взгляда", – вспоминает Сайрус о первой встрече с будущей женой, Рошан, которую брат нашел через интернет. Рошан говорит, что пришла к тому же выводу.
Спустя семь лет Невилл познакомился через интернет со своей женой Ясмин. До встречи они не один месяц общались по e-mail. Теперь у Ясмин два сына, и она считает, что выполнила свой долг перед общиной.
"Я не хочу третьего ребенка, – говорит бывшая журналистка Ясмин. – Я должна думать о своем здоровье".
Сокращение численности в Индии – не единственная угроза общине парсов, которая стареет и должна также думать о генетических болезнях. По данным переписи 2001 года, люди старше 60 лет составляют 31% от всей численности парсов, а на долю детей моложе 6 лет приходится менее 5%.
"Целые деревни пустуют, а дома для престарелых переполнены", – говорит Шерназ Кама, директор проекта ЮНЕСКО, занимающегося проблемами парсов в Нью-Дели. Проект поддерживает изучение часто встречающихся у парсов случаев рака и бесплодия.
Демографические сдвиги вызывают яростные споры о будущем общины парсов. Ортодоксы утверждают, что с генетикой у парсов все в порядке и в сокращении численности повинна эмиграция из Индии. Либералы настаивают, что лучше было бы признать всех детей от смешанных браков и новообращенных.
Не первый год организация Bombay Parsi Punchayet, которая занимается социальными проблемами парсов, живущих в Бомбее, предлагает семьям скидки на жилье на одном из самых дорогих в мире рынков недвижимости и субсидии малообеспеченным семьям после рождения третьего ребенка. Она финансирует поездки молодых парсов в отпуск в надежде, что они раньше найдут партнеров и заведут детей.
Недавно она начала компенсировать супружеским парам обследования в репродуктивной клинике. За 16 месяцев работы консультации в клинике получили 85 пар, и 20 смогли зачать, утверждает гинеколог Анахита Пандоле, тоже принадлежащая к парсам.
На сегодняшний день самым большим успехом клиники является тройня, родившаяся в семействе Бурсала. В квартире, которая находится на той же улице, что и клиника, Хоршед Бурсала, на протяжении нескольких лет безуспешно пытавшаяся забеременеть, будит своих долгожданных детей после дневного сна. На стенах – портреты пророка Зороастра и сестры Хоршед, которая уехала в Хьюстон и вышла замуж за потомка священнослужителей парсов, ставшего бизнес-консультантом. У них два сына, отмечает The Wall Street Journal (полный текст на сайте Inopressa.ru).