Архимандрит Иоанн был почитаем всей православной Россией как старец-духовник. Каждый день на протяжении почти четырех десятилетий в Псково-Печерский монастырь приезжали сотни людей для того, чтобы поделиться с батюшкой своими бедами и радостями, спросить совета в трудных обстоятельствах, услышать его авторитетное пастырское слово, измерить его строгим мерилом себя и свою жизнь. Среди тех, кто посещал старца, были и простые прихожанки, и представители политической, научной и культурной элиты России. В августе 2000 года, посещая Псково-Печерский монастырь, отца Иоанна в его келье навестил президент Путин. Книги архимандрита Иоанна, посвященные различным аспектам духовной жизни, расходились тысячными тиражами не только в нашей стране, они переводились и распространялись за рубежом.
Само по себе старчество - явление преимущественно монастырской жизни. Оно предполагает руководство нравственным возрастанием человека через советы и наставления со стороны более духовно опытного старца, которому ученик всецело вверяет себя. Подвиг старчества особенно труден, недаром за всю историю Русской церкви людей, совершавших его, было весьма немного. Традиции старчества были перенесены на Русь в XVIII столетии с Афона монахом Паисием (Величковским), который несколько лет назад был прославлен в лике святых. Наиболее известными продолжателями его дела стали оптинские старцы, старцы Глинской и Саровской пустыни, откуда вышел и преподобный Серафим Саровский.
Старец мог быть и монахом, и белым, т.е. женатым священником - но обязательно молитвенником, подвижником-аскетом. А самое главное - он должен был обладать даром любви к Богу и ближним. Этим талантом отец Иоанн был изобильно наделен. Он не отталкивал от себя никого, даже людей, повинных в самых тяжких преступлениях. Почти до самой кончины, будучи уже совсем немощным, архимандрит Иоанн продолжал принимать нуждающихся в его помощи и совете. Старческое служение он сравнивал с отцовством, считая, что духовник помогает человеку нравственно возродиться и указывает путь к уподоблению Богу.
Архимандрит Иоанн обладал прозорливостью и даром рассуждения, столь редким в наше время. Именно его духовный авторитет позволил значительно снизить накал страстей и идеологических спекуляций, раздутых вокруг присвоения гражданам России индивидуального номера налогоплательщика. Твердая и взвешенная позиция отца Иоанна, не раз выступавшего с заявлениями о том, что не присвоенный государством номер, а грех отлучает человека от Творца, позволила избежать раскола в среде верующих, сохранить церковное единство.
Он ушел из жизни в день, когда Русская церковь совершала торжественное прославление великого сонма новомучеников и исповедников Российских XX столетия. Многие из них были современниками и учителями отца Иоанна, большая часть жизни которого пришлась на время тяжелейших богоборческих гонений. За верность Церкви он поплатился пятью годами исправительно-трудовых лагерей, что делает его сопричастным подвигу исповедников.
Накунуне его не стало. Опустела маленькая келья, стены которой увешаны десятками икон - безмолвных свидетелей молитв и трудов старца. Но в тысячах сердец осталась память о нем, остались его книги, являющиеся для нас бесценным указанием пути к подлинному обновлению, вселяющие надежду.
"Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим", - писал отец Иоанн одному из своих духовных чад.
Думается, это его наставление сегодня особенно важно помнить, подчеркивается в некрологе.
Справка
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в многодетной семье и был восьмым ребенком у родителей. Назвали мальчика в честь Иоанна Пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день.
С детства Ваня Крестьянкин ходил в храм и был в послушании у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима. В 1945 году в храме на Ваганьковском кладбище в Москве Иван Крестьянкин был рукоположен во диакона, затем патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме рукоположил его во священника. Здесь он служил до 1950 года, пока власти не арестовали его по обвинению в антисоветской агитации и не отправили на семь лет в лагеря.
Освободился отец Иоанн досрочно в 1955 году. После освобождения его направили служить в Псковскую епархию, затем перевели в Рязанскую епархию. В 1966 году иерей Иоанн принимает монашество, а с 1967 года становится насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где и подвизался до последнего дня.
В последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имел возможности принимать желающих побеседовать с ним, однако письма из разных концов света продолжали приходить на адрес монастыря, и на многие из них он сам отвечал. Эти ответы выдержали уже несколько печатных изданий на многих языках: в них находят утешение и помощь те люди, которые не видели старца, но прочитали его книгу "Письма архимандрита Иоанна".