Кубинский лидер пришел на праздник в гражданском костюме и в кипе. Ему была оказана честь зажигания первой свечи ханукального светильника.
Представители кубинского правящего класса впервые за последнее десятилетие появились в кругу еврейской общины острова. В последнее время, говорится в информации AP, Рауль Кастро и его брат Фидель изо всех сил стремятся продемонстрировать свою поддержку еврейскому народу.
Так, Фидель Кастро, комментируя известные высказывания иранского президента Махмуда Ахмади Нежада в отношении Холокоста, выразил несогласие с ними и подчеркнул, что c евреями плохо обращались во всем мире, их изгоняли со своих земель и повсюду преследовали. По словам лидера кубинской революции, никто в мире не был оклеветан более, чем евреи. Комментарии Фиделя получили похвалы от израильского президента Шимона Переса и премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху.
Со своей стороны, Рауль Кастро, выступая с приветственным словом на Хануке, поблагодарил хозяев праздника за приглашение, подчеркнув, что это был для него "очень приятный день". Он сказал, что надеется при случае уделить больше времени беседе с представителями общины, чтобы больше узнать о еврейском сообществе на Кубе и о "невероятной истории еврейского народа".
Как отмечается в информации AP, демарш со стороны кубинского лидера прошел на фоне обвинений в шпионаже, которые власти страны выдвинули против еврея из США Алана Гросса, который был задержан кубинцами в декабре прошлого года и с этого времени находится под арестом, хотя официальные обвинения в его адрес предъявлены ему не были.
Гросс прибыл на Кубу в рамках программы помощи еврейской общине страны (USAID), насчитывающей 1,5 тыс. человек, и должен был заниматься распределением среди них средств коммуникации.
В ходе праздничного визита кубинского лидера в гаванскую синагогу, репортаж о котором транслировался по телевидению, ни сам Кастро, ни присутствующие там представители еврейской общины имени Гросса не упоминали.
Между тем Госдепартамент США и супруга Гросса на минувшей неделе выступили с обращениями к кубинским властям с просьбой об освобождении задержанного. Лидеры двух главных еврейских объединений Гаваны, со своей стороны, заявили, что не имели никаких контактов с Гроссом.
Семья Гросса отрицает, что он занимался шпионажем, и подчеркивает, что оборудование, которое он собирался передать членам еврейской общины, ни в коем случае не предназначалось для кубинских диссидентов. Местные же власти считают, что акция помощи являлась для Гросса всего лишь прикрытием.
Американское правительство подчеркивает, между тем, что длительное задержание Гросса является "главным препятствием" для улучшения связей между двумя странами.