Так, 76% опрошенных выразили убеждение, что человека может ожидать вечная жизнь на небесах. Причем 71% из них понимает под "небесами" вполне конкретное место. Однако на этом согласие заканчивается, уступая место самым разным интерпретациям. 19% участников опроса, проведенного журналом "Ньюсуик", представляют себе рай в виде сада. 13% больше склонны видеть не райские кущи, а прекрасный город, где есть все условия для счастливого существования. И 17% не имеют четкого понятия о том, какова именно райская жизнь.
Как подчеркивает "Ньюсуик", "на мирном, преуспевающем Западе представления о небесах становятся все более индивидуализированными". Например, ныне в США огромным успехом пользуется книга, в которой повествование ведется от имени 14-летней девушки, попавшей в рай и обнаружившей там милых щенков, привольные поля и здания в викторианском стиле.
Впрочем, указывается в исследовании, идея загробной жизни притягательна для всех людей, независимо от их вероисповедания. На деле она вдохновляет даже тех, кто провозглашает себя неверующим. А что касается индивидуальных желаний, то они у каждого свои. Так, бедняки верят, что будут избавлены в раю от тяжелой работы. Любители собак чают встречи со своими четвероногими питомцами и т.д.
Каким образом человек может заслужить вечное блаженство? Как правило, признают американские исследователи, каких-то жестких критериев по данному поводу больше не провозглашается, во всяком случае, в основных направлениях христианства, существующих в США. И все-таки, показывает опрос, проведенный еженедельником, три четверти американцев полагают, что вопрос о том, попадут ли они на небеса, определяют их земные дела.
Почему в жизни американского общества исчезают четкие представления о том, что является для человека "пропуском в рай"? На сей счет существуют разные точки зрения. Как утверждают оптимисты, нынешняя цивилизация в США наконец достаточно созрела для того, чтобы отличать добро от зла, не нуждаясь в "системе поощрения" в виде посулов вечного блаженства после смерти. Вместе с тем пессимисты полагают, что общество не стало лучше, а просто "утратило моральный компас".