В своем выступлении на Общем собрании архиепископии епископ Гавриил сдержанно оценил инициативу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, предложившего этой церковной области войти под юрисдикцию Русской Православной Церкви.
Открывая собрание, епископ Гавриил выступил с докладом, в котором коснулся основных тенденций в жизни архиепископии. Архиерей особо подчеркнул, что за последние десятилетия эта церковная область стала поистине многонациональной. "Все мы собраны здесь благодаря русской православной традиции, - сказал, в частности, иерарх. - Мы многим ей обязаны: некоторые из нас имеют русские корни, иные недавно приехали из России и других стран СНГ, наконец, третьи - уроженцы Запада, открывшие православие благодаря свидетельству русских общин".
"По причине большого культурного и языкового разнообразия новый архиепископ должен будет созидать и поддерживать единство общины по образу Святой Троицы", - продолжил епископ, отметив, что в архиепископии останутся и приходы, использующие церковнославянский язык, и общины, богослужение в которых проходит на современных западных языках: французском, нидерландском, немецком.
Касаясь недавнего письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором глава Русской Православной Церкви призвал западноевропейских православных русской традиции объединиться в один митрополичий округ под его омофором, епископ Гавриил заявил: "Мы не должны допустить, чтобы наша архиепископия стала камнем преткновения или яблоком раздора для двух Патриархатов - Московского и Константинопольского". Напомнив, что отношения между Москвой и Константинополем уже были омрачены разногласиями вокруг Эстонии и Украины, архиерей подчеркнул, что архиепископия "ни в коем случае не должна стать третьим источником напряженности в отношениях между этими великими Церквами". Такие вопросы должны решаться путем прямого диалога между двумя Патриархатами, убежден епископ Гавриил. "Мы живем в Западной Европе и должны создать здесь свою поместную Церковь, пребывая в общении с другими епархиями, существующими на этой территории, с помощью и благословением наших Церквей-Матерей, следуя ориентирам православной экклезиологии", - сказал далее архиерей.
Русская православная епархия в Западной Европе была основана указом св. Патриарха Тихона в 1921 году для окормления тысяч россиян, оказавшихся в эмиграции после большевистского переворота. Ее первым главой стал архиепископ Евлогий (Георгиевский, 1868-1946), возведенный по этому случаю в сан митрополита. В 1931 году митрополит Евлогий, отказавшийся заявить по требованию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности по отношению советской власти, с большей частью клира и мирян перешел под юрисдикцию Вселенского Патриарха, указом которого епархия получила статус временного экзархата русских православных приходов. После смерти митрополита Евлогия, вернувшегося в 1945 году под омофор Патриарха Московского, большинство клириков и мирян экзархата во главе с митрополитом Владимиром (Тихоницким) решили остаться в константинопольской юрисдикции. Впоследствии экзархат возглавляли архиепископы Георгий I (Тарасов), Георгий II (Вагнер), а с 1993 до начала 2003 года - архиепископ Сергий (Коновалов).
В 1965 году Вселенский Патриарх Афинагор I - как считают историки, под давлением Москвы - упразднил экзархат, и некоторое время статус этой церковной области оставался неопределенным. Однако через несколько лет архиепископия была вновь принята под константинопольскую юрисдикцию. В 1999 году, при нынешнем Патриархе Варфоломее I, она получила дополнительную автономию; тогда же был восстановлен статус экзархата.
Сегодня архиепископия насчитывает около 60 приходов и четыре монастыря во Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании. Ее клир насчитывает около 70 священников и диаконов, причем половина из них - нерусского происхождения. У архиепископии есть свое духовное учебное заведение - основанный в 1925 году Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Среди преподавателей института - старейшей духовной школы русского зарубежья - были такие выдающиеся богословы и мыслители, как епископ Кассиан (Безобразов), протоиереи Сергий Булгаков, Василий Зеньковский и Георгий Флоровский, архимандрит Киприан (Керн), А. В. Карташев, В. Н. Ильин, Г. П. Федотов.