Христиане "сыграли" с секуляристами вничью, считает Всеволод Чаплин
Архив NEWSru.com
НГ-Религии публикует на своих страницах статью заместителя главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина, который одновременно является сомодератором Комиссии "Церковь и общество" Конференции Европейских Церквей. В этом материале видный представитель РПЦ рассказывает о вступившей в завершающую фазу работе над проектом договора, устанавливающего Конституцию Европейского союза.

Основная часть статей этого документа уже утверждена Конвентом "Будущее Европы" - органом, ответственным за составление проекта. Ожидается, что вскоре будет утверждена и преамбула, составленная председателем Конвента Валери Жискар д"Эстеном. Принятие договора, который практически уже официально именуется Конституцией объединенной Европы, ожидается 20 июня на межправительственной конференции ЕС в Греции.

По мнению Всеволода Чаплина, "европейские Церкви практически максимально добились того, чего могли добиться в принципе". В частности, одна из статей проекта Конституции, как и планировалось, оговаривает, что ЕС без предубеждения относится к статусу Церквей, религиозных объединений и общин в рамках национального законодательства. Как считает представитель РПЦ, это послужит гарантией того, что Евросоюз не будет навязывать странам - членам "единой модели" государственно-церковных отношений. Где-то сохранятся государственные или привилегированные Церкви, где-то, как во Франции, - система государственной поддержки секуляризма. Конвент отверг попытки включить в проект Конституции фразу об отделении Церкви от государства. Напротив, одобрено положение об установлении "открытого, транспарентного и регулярного диалога" Евросоюза с Церквами, религиозными, философскими и неконфессиональными организациями. Всеволод Чаплин отмечает, что в преамбуле документа содержится ссылка на "культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы". И это, с точки зрения большинства христианских кругов, существенный прогресс по сравнению с текстом Хартии фундаментальных прав ЕС, где о религии вообще отказались говорить. Правда, более конкретная ссылка - на христианское наследие или христианские ценности - в проекте отсутствует. Нет здесь и ссылки на Бога, внести которую многократно призывал Ватикан, а также многие политики из католических стран (православные и протестанты таких призывов обычно не делали).

Однако те представители христианских Церквей, которые напрямую участвовали в обсуждении проекта, высказали свое удовлетворение его работой в целом и особенно учетом пожеланий Церквей.

В то же время отказ упомянуть положительную роль христианства хотя бы в истории Европы говорит о некоторой идеологической предвзятости разработчиков проекта, считает представитель РПЦ. Тем более что в преамбуле особо отмечены греческая и римская цивилизации, философские течения Просвещения, а также некий "духовный импульс, всегда присутствовавший в наследии Европы". Главным аргументом противников упоминания христианства является то, что на континенте живут последователи разных религий и мировоззрений. Однако непонятно, как должны чувствовать себя люди, для которых идеи Просвещения являются чуждыми или неприемлемыми наравне с утверждением о "центральной роли человеческой личности", которое также содержится в нынешнем проекте преамбулы.

Как бы там ни было, проект общеевропейской Конституции создает гораздо больше предпосылок для систематического диалога и сотрудничества Церквей и религиозных общин с государством и обществом, чем это делают Конституции России и других постсоветских стран. Даже с учетом того, что не все пожелания христиан выполнены Конвентом, а России до вступления в ЕС еще очень далеко, многие положения нового Основного закона объединенной Европы сыграют положительную роль в становлении модели церковно-государственных отношений в нашей стране, заключает замглавы ОВЦС МП.

В КАЛМЫКИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЖДУТ ДАЛАЙ-ЛАМУ Не хочу быть марионеткой в руках правительства, говорит глава буддистов республики Тэло Тулку Джеральдин Фейган

Тэло Тулку родился в Нью-Джерси (США) в калмыцкой эмигрантской семье. 13 лет он провел в буддийском монастыре на юге Индии. Во время последнего визита Далай-ламы в Россию в 1992 г. Тэло Тулку был избран главой буддистов Калмыкии. Перед ним сразу встали многочисленные проблемы, поскольку к этому времени в республике не осталось ни одного хурула (буддийского храма). За десять лет удалось построить 21 хурул, в том числе Сякюсен-сюме, самый большой в Европе, в котором находится Управление делами буддистов Калмыкии. Об авторе: Джеральдин Фейган - корреспондент норвежской службы новостей "Форум 18". -Досточтимый Тэло Тулку, можно ли сказать, что буддизм - официальная религия Калмыкии? - В России Церковь отделена от государства, поэтому я не думаю, что можно говорить об официальном статусе нашей религии, хотя большинство калмыков буддисты. Правительство заботится о социальных нуждах народа, а мы - о духовных. Мы работаем бок о бок, но я не собираюсь быть марионеткой в их руках, как, возможно, им и хотелось бы. - Получаете ли вы поддержку от государства на строительство хурулов? - Государство, некогда отнявшее храмы у народа, теперь осознало свою вину и пытается ее искупить. И здесь даже получается некоторый перекос. На социальные нужды выделяется денег, пожалуй, меньше, чем на строительство хурулов. - Сколько сейчас в Калмыкии буддийских монахов? - Шестеро приняли полные монашеские обеты, есть еще десять послушников. Для 21 хурула этого маловато. Но, кроме того, в них живут те, кто еще не решил, подходит ли им монашеская жизнь. - Как относятся православные к возрождению буддизма? - Я очень тесно сотрудничаю с епископом Элистинским и Калмыцким Зосимой (Остапенко). На всех публичных мероприятиях мы всячески подчеркиваем наши дружеские отношения. Мы открыты для контакта, поэтому между нами существует полное взаимопонимание. На некоторые праздники я приглашаю владыку Зосиму, а иногда сам посещаю православный храм. Может быть, наши пути и разные, но они ведут к одной цели. - В феврале этого года на конференции в Москве, подготовленной политической партией "Евразия" при содействии Управления внутренней политики администрации президента РФ, в качестве лидера буддистов Калмыкии был представлен некий Дорджи-лама... - Может быть, в Москве его и знают как Дорджи-ламу, но для калмыков он просто парень с улицы. Раньше он водил городскую маршрутку. В нашей буддийской общине мало монахов, но много искренних людей, готовых жертвовать на хурулы. И есть люди, которые используют эту искренность в своих целях. Они думают, что это наилучший способ получить деньги. Я не называю имен, но таких людей очень много. - Как вы относитесь к буддийской школе Карма Кагью, довольно активно распространяющейся в России? - Не скрою, это не та группа, которую я желал бы видеть в Калмыкии. Мы открыты для контакта с представителями разных вероисповеданий. У нас в республике есть и протестанты, и католики. Но никому из них не приходит в голову говорить от имени калмыцкого народа. Как известно, в тибетском буддизме четыре основные школы: Нингма, Сакья, Кагью и Гелугпа. Традиционно буддизм в России относится к школе Гелугпа, к которой принадлежит наша организация. Остальные три здесь никогда себя особенно не проявляли. Но я считал важным изучать все четыре традиции, чтобы лучше понять их. К сожалению, наша толерантность привела к тому, что представители движения Карма Кагью обосновались в Калмыкии. - Почему к сожалению? - Я глубоко почитаю Его Святейшество Далай-ламу и не уважаю людей, которые не признают его величия. Я имею в виду Шамара Ринпоче и Оле Нидала (лидеров всемирной организации Карма Кагью). Эти люди жаждут славы и мечтают стать такими же известными, как Далай-лама. Шамар Ринпоче по крайней мере человек ученый, но к Оле Нидалу это не относится. Его ценности противоречат четырем ценностям буддизма. Говоря о заповеди "не лгать", нужно отличать благую ложь от лжи разрушающей. Самая худшая ложь, когда человек, не достигший состояния просветления, говорит, что он святой. А Оле Нидал сейчас популярнее своего учителя Шамара Ринпоче. - Тем не менее российская организация Карма Кагью смогла зарегистрироваться на федеральном уровне, потому что ее сочли традиционной для Калмыкии... - Именно это меня и беспокоит. Все привыкли, что Бурятия, Калмыкия и Тува уже столетиями являются традиционными буддийскими республиками. Российское правительство понятия не имеет о буддизме, тем более о его направлениях и школах. Они верят каждому, кто называет себя буддистом. Да, мы традиционно буддийская республика. Но никого не интересует, какой именно традиции мы следуем. - Существуют ли попытки создать всероссийскую организацию последователей школы Гелугпа? - В Бурятии есть традиционная буддийская Сангха. До этого в советский период существовало Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ), куда входили представители всех трех буддийских республик. До избрания нынешнего главы Сангхи Дамбы Аюшеева у нас были равные права: нас одинаково финансировало правительство, мы на равных посещали буддийские конференции за границей. Потом пришел Аюшеев и послал куда подальше калмыков и тувинцев, и потребовал отдать все бурятам. При этом каждый раз на встречах с федеральными властями он говорит от имени всех буддистов России. Но я не протестую. Я не хочу участвовать в этих дрязгах, и то, что происходит за кулисами, меня не интересует. - Как обстоят дела с приездом Далай-ламы? - Мы ждем уже десять лет. К сожалению, все упирается в политику. Если бы мы обжаловали отказ Его Святейшеству во въездной визе в Верховном суде, то, без сомнения, выиграли бы. Во-первых, мы традиционная буддийская республика, и федеральное правительство признает это. Во-вторых, это наше конституционное право. В-третьих, какой вред мог бы Далай-лама причинить России? Я не думаю, что с этим можно спорить. - Но надежда все-таки есть? - Мы стараемся сохранять оптимизм, но эта ситуация, конечно, не может не огорчать. Я уважаю китайско-российские отношения, но мы хотим, чтобы уважались и наши интересы. Федеральная власть, несомненно, знает, что буддизм - традиционная религия. Почему же тогда буддистам отказано в праве приглашать их лидера? Однако власть каждый раз старается обойти эту проблему. Это стало скандалом еще в прошлом году, но если это повторится, мы будем протестовать более решительно. Это не угроза. Масса людей готовы выступить хоть завтра.