Профессор Гейдельбергского университетата Рауль Мотика подробно рассказал о том, как соотносится в Азербайджане национальная идентичность и ислам. Нариман Касим-оглу, переводчик Корана на азербайджанский язык и активист Народного Фронта, проанализировал в своем докладе взаимоотношения между государством и исламом в Азербайджане. По его мнению, азербайджанская государственность имеет светский характер, в чем-то даже более выраженный, чем в Турции, но в то же время государство стремится контролировать деятельность Духовного управления мусульман Азербайджана. Вместе с тем в республике действуют отдельные мусульманские общины, сохраняющие автономию и самостоятельность, например, "ваххабистская" община мечети Абу-Бекра в Баку во главе с молодым и активным имамом Гаметом Сулеймановым.
Сотрудница Культурного центра при посольстве Франции в Баку Фредерика-Жанна Бессон выступила с сообщением "Турецкое влияние на Кавказе", основанным на азербайджанском материале и посвященном преимущественно религиозным аспектам этого влияния.
Ряд докладов симпозиума был посвящен исламу на Северном Кавказе. Французская исследовательница Фредерика Лонге-Маркс (университет Каена) подробно рассказала о стремительном переходе в Дагестане и Чечне от управляемого ислама советского времени к бурному мусульманскому возрождению в 1990-е годы. В ее докладе было наглядно показано, как происходила постепенная политизация ислама в Чечне в ходе войны 1994-96 годов.
В докладе Михаила Рощина "Суфизм и фундаментализм в Дагестане и Чечне" были проанализированы черты сходства и отличия суфийской практики в этих двух республиках. В докладе отмечалось, что линия духовной преемственности Накшбандийского суфийского братства от духовных наставников знаменитого имама Шамиля через дагестанского шейха Абдурахмана Согратлинского и его наследников ведет к современному турецкому шейху Мухаммеду Назиму Киприотскому, последователи которого появились в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии.
Касаясь фундаментализма, называемого в Дагестане и Чечне "ваххабизмом", Михаил Рощин рассказал о событиях в Дагестане в августе-сентябре 1999 года, которые в республике были восприняты как агрессия экстремистских кругов Чечни.
Известный мусульманский богослов из Анкары, представитель турецкого управления по делам религий Абдулькадир Сезгин, некоторое время работавший в Баку, выступил с докладом "Ваххабизм на Кавказе". По его мнению, на Кавказе сегодня представлены три направления в исламе: шиизм, традиционный суннитский ислам, пронизанный суфизмом, и так называемый "ваххабизм", сторонники которого сами себя называют "салафитами", т.е. теми, кто стремится вернуться к мусульманским истокам.