Как сообщила агентству "Благовест-инфо" президент ассоциации Латавра Дуларидзе, это решение было принято Советом ассоциации заранее, чтобы "не попадать в конфликтную ситуацию, какая возникла на предыдущем фестивале" в связи с отсутствием экуменического жюри.
На нынешнем киносмотре ассоциация решила занять "наблюдательную позицию". "Но это ни в коей мере не значит, что мы согласны с отсутствием христианского жюри на Московском кинофестивале, - заявила Латавра Дуларидзе. - Мы считаем необходимым его восстановить".
Как сообщалось ранее, на предыдущем XXII Московском международном фестивале, прошедшем летом 2000 года, руководство фестиваля отказалось включить в работу смотра экуменическое жюри, однако Христианская киноассоциация учредила свой приз. Им она удостоила фильм французского режиссера Патриса Леконта "Вдова с острова Сен-Пьер".
"Скандальная ситуация" возникла вокруг церемонии вручения премии: генеральный директор фестиваля Ренат Давлетьяров запретил упоминать об этом призе на заключительной пресс-конференции.
На нынешнем, XXIII фестивале, экуменического жюри снова не было. На пресс-конференции перед открытием фестиваля Ренат Давлетьяров объяснил причину его отсутствия тем, что "конфессии не выразили желания его создать". По мнению Латавры Дуларидзе, в этом заявлении "содержится неправда", так как на всех международных фестивалях (в Каннах, Локарно, Берлине, Монреале и других) экуменическое жюри формируется "не Церковью, а кинематографическими организациями".
На Московском кинофестивале экуменическое жюри появилось в 1989 году, а в 1997-м, когда генеральным директором фестиваля стал Ренат Давлетьяров, было отменено. "Экуменическое жюри было достижением Московского фестиваля, поставило его в один ряд с крупными международными смотрами, - подчеркнула Латавра Дуларидзе. - Отказ от него является шагом назад".
В настоящее время Московский кинофестиваль является единственным фестивалем класса "А", на котором отсутствует экуменическое жюри.
Отмена экуменического жюри на ММКФ, по мнению Латавры Дуларидзе, объясняется рядом причин. Во-первых, в данной ситуации отражается "растерянность общества". Во-вторых, проявляется "личная позиция" руководителей - президента фестиваля Никиты Михалкова и генерального директора Рената Давлетьярова.
Существует мнение, что позиция Никиты Михалкова в отношении экуменического жюри обусловлена "нежеланием видеть в нем никакие другие конфессии, кроме православия". В то же время Ренат Давлетьяров на XXII фестивале причину отмены экуменического (христианского) жюри объяснил тем, что у нас "многоконфессиональная страна" и "не надо отдавать предпочтение христианам".