Поводом для этого стало неприятие со стороны определенных церковных кругов окормляемого Георгием Кочетковым движения - Преображенского содружества малых православных братств. При этом противники движения открыто заявляют о намерении уничтожить содружество.
По мнению Георгия Кочеткова, такое уничтожение означало бы открытие дверей для агрессии против Духа Христова внутри самой Церкви. "Это самое страшное, что может произойти. Отчасти, к сожалению, мы были свидетелями этому 10-20 лет назад", - заявил священник.
Однако, по его словам, сейчас ситуация в Церкви меняется. Свидетельством этого стали для него последние Рождественские чтения, которые позволили убедиться, что "сегодня есть молодежь, которая, с одной стороны, пытается сохранить свою личностную ответственность за служение Богу, а с другой - готова способствовать укреплению благого порядка в разоренной советской властью Церкви и, как следствие, проявлению солидарности и соборности".
"Многим пока еще трудно себе представить, какой эта соборность может быть, она пока существует в нашей Церкви фрагментарно, да и то лишь в высших эшелонах власти. Восстановление местной соборности выглядит пока еще очень проблематично. Однако я уверен, что вопросы скоро возникнут. Если мы захотим, чтобы в Церкви была полноценная миссия и катехизация, мы должны будем показать свою заинтересованность, уважение к каждому человеку как внутри Церкви, так и вне ее. Это то, что пока недостаточно осознано, но мы к этому придем неизбежно", - считает Георгий Кочетков.
Поэтому, на его взгляд, ни в коем случае нельзя допускать какого бы то ни было отступления в сторону духовного мракобесия, обрядоверия, формализма, подавляющих всякую свободу личности.
"Понятно, что фундаменталисты, как убежденные сторонники обезличивающей и механической религиозности, хотят именно этого. Понятно, что борясь против замечательного общинно-братского, миссионерско-катехизаторского прихода отца Иоанна Привалова в Архангельской епархии, люди борются со всем Преображенским братством, существующим от своих истоков вот уже почти сорок лет", - отметил собеседник газеты.
По его словам, именно сейчас, когда повсеместно из самой церковной почвы стали возникать живые силы, поднимают голову и те, кто пытается бороться против таких людей, как священник Иоанн Привалов - миссионер и проповедник, "которого надо было бы наградить всеми наградами, какие только существуют в пример и назидание всем".
"Понятно, что эти силы целенаправленно борются и против всего нашего братства. Меж тем все, что нам удается сделать хорошего, лежит в сфере таких перемен в реалиях церковной жизни, о которых неоднократно говорил Святейший Патриарх: миссия, катехизация, духовное просвещение", - убежден Георгий Кочетков.
Сегодня, по его словам, наблюдается усиление секуляристских тенденций в обществе, государстве и в Церкви. Своеобразным ответом на эти тенденции стал взрыв фундаментализма, который совершенно не собирается сдаваться только потому, что церковное руководство не в восторге от тех или иных его проявлений.
"Таким образом, как и всегда, "саддукейство" и "фарисейство" оказываются в союзе, и одно другое подпитывает. Мы привыкли к тому, что дух обмирщения потворствует греху, измельчанию человеческой личности, уничтожению человеческих качеств. Но мы не привыкли думать, что и фундаментализм делает то же самое - ведь он выступает под маской ревности "по дому Господню". Но на деле его последователи ревнуют не о доме Господнем, а лишь о внешних параметрах, в которых им легче жить, невзирая на то, что они могут быть просто движением по кругу - движением совершенно нетворческим, механическим, абсолютно чуждым духа свободы и любви. Мы должны это всегда помнить", - заявил священник.
Стремление обвинить в модернизме и Заостровский Свято-Сретенский приход, и все Преображенское братство, и Свято-Филаретовский институт - это попытка переложить с больной головы на здоровую. Это узнаваемый ход фундаментализма, который, по мнению Георгия Кочеткова, представляет собой сегодня в РПЦ основной источник опасности - не только раскола, но и ереси.
Поэтому то, что мы сейчас переживаем, считает священник, - это не что иное, как духовная брань, духовное испытание и искушение, от исхода которого зависит, как пойдет дальнейшая жизнь в Церкви, а значит, и в народе, и в обществе, и в каждом человеке.
Фундаментализм, как и секуляризм, поясняет Георгий Кочетков, не приемлет человеческой личности. Секуляризм видит в человеке прежде всего индивидуума. В крайнем случае он может признать яркую индивидуальность. Фундаментализм же способен видеть в человеке лишь корпоративное существо, встроенное в сообщество, связанное внешне. Может быть, поэтому фундаменталистам свойственно идеализировать порядок казарменного типа. Общение, духовная встреча и духовное служение здесь подменяются совсем другими вещами.
Однако очень важно помнить, подчеркивает собеседник газеты, что мы боремся не против людей, а против "духов злобы поднебесной", против духа греха, духа ереси и раскола.
"Мы выступаем за объединение всего живого и в Церкви, и в обществе, и в каждом человеке. Мы боремся за личный принцип - и за соборный принцип, который в наше время умален как в обществе, так, к сожалению, и в Церкви", - заявляет Георгий Кочетков.