По данным экспертов, на аукционах Christie's за иконы и предметы религиозного назначения в прошлом году было выручено 14 млн долларов. Для сравнения: в 2005 году эта сумма составляла всего 140 тыс. долларов, причем 70% покупателей – россияне. И Christie's, и Sotheby's сообщают, что годовой товарооборот от продажи произведений русских мастеров исчисляется десятками миллионов долларов.
"В России началась волна патриотизма, – говорит 68-летний Михаил Елизаветин, сделавший состояние в строительной индустрии, а ныне обладающий одной из лучших в России частных коллекций икон. – Люди гордятся тем, что возвращают эти иконы на родину. Я говорю не о спекуляции иконами, а о подлинном чувстве гордости за свою страну. Многие люди реагируют на этот вид искусства искренне, чистосердечно".
Четыре месяца тому назад, по словам Елизаветина, он заплатил некоему частному коллекционеру из Швейцарии без малого 1,5 млн долларов за икону XIV века "Сошествие во ад". Он также сообщил, что полгода назад купил в Берлине целое частное собрание – 110 икон – за "много миллионов", как он выразился.
Цены на иконы год от года удваиваются и утраиваются.
"Это просто фантастика", – говорит Владимир Студеникин, московский антиквар, регулярно посещающий Лондон для участия в аукционах как в собственных интересах, так и в качестве представителя российских частных покупателей.
Бум на этом рынке также породил множество умелых изготовителей подделок, которые ретушируют примитивные по манере живописи, но старинные иконы, придавая им сходство с шедеврами. Дело усложняет тот факт, что некоторые иконы, которые кажутся древними, – это подделки, изготовленные на рубеже XIX-XX веков, когда такой вид мошенничества на черном рынке тоже процветал. По словам искусствоведов, отличить подделку XIX века от оригинала XIV века порой бывает крайне сложно.
Для некоторых россиян иконы, особенно написанные до начала XVII века и не испытавшие на себе влияния западных мотивов, являются самой подлинной формой русского искусства. Также особенно ценятся иконы, написанные по заказу последних царей и их семей. Владение такими иконами отлично гармонирует с обновленными националистическими настроениями и склонностью отождествлять себя с религией, которые свойственны элите в путинской России.
"Икона – самое ясное выражение души Древней Руси, – говорит Надежда Бекенева, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. – Это замечательно, что наши бизнесмены возвращают в Отечество наши богатства".
Михаил Абрамов, тоже строительный магнат, говорит, что религиозность проснулась в нем три года тому назад, когда ему исполнилось 40 лет и он сколотил свое состояние. Он начал коллекционировать иконы вначале для того, чтобы держать их у себя дома. Два года назад, когда в собрании насчитывалось без малого 400 икон, Абрамов открыл частный музей – сегодня это распространенный шаг среди российских магнатов (Елизаветин также планирует открыть частный музей для экспонирования своего собрания).
"Мне делают массу предложений, но я считаю, что не имею права их продавать, – сказал Абрамов. – Они принадлежат России".
В марте Третьяковская галерея проведет выставку собраний Елизаветина и Абрамова. Она будет называться "Возвращенные сокровища".