По свидетельствам многочисленных участников специальной конференции, которая проходит в Северной столице, митрополит Никодим, по сути, спас Русскую церковь от уничтожения в хрущевско-брежневский период.
"Если бы не он, то очень может быть, что празднование 1000-летия Крещения Руси (в 1988 году. – Прим. ред.) проходило бы в катакомбах, а в годы перестройки уже некому было бы противостоять нашествию иностранных проповедников", - подчеркнул на конференции один из учеников покойного архиерея - председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Благодаря стараниям митрополита Никодима, в 1960-1970-е годы не были закрыты Ленинградская духовная академия, Почаевская лавра, было сохранено русское монашество на Афоне и спасено немало храмов, которые власти хотели закрыть.
В борьбе за сохранение церковного наследия митрополит Никодим опирался на собственную проверенную и оказавшуюся эффективной тактику: использовал международные межцерковные связи для давления на советскую власть.
Одной из главных заслуг митрополита Никодима было воспитание большого количества церковных деятелей, среди которых немало маститых иерархов, ревностных пастырей и глубоких богословов. Примечательно, что в свое время нынешнего Патриарха Алексия II в сан епископа возвел именно митрополит Никодим.
Среди заслуг митрополита Никодима и то, что он заложил основы диалога с Римско-католической, а также с Англиканской и другими христианскими Церквами, а также последователями иных религий.
По словам митрополита Кирилла, главным делом жизни владыки Никодима стало "сбережение института Церкви для будущей новой России". "Не падайте духом, братья, еще придет время, когда в Кремле зазвонят колокола", - говорил он нам, своим ученикам", - сказал митрополит.
В свою очередь митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий заявил, что митрополит Никодим "за короткий срок поднял авторитет Церкви не только в народе, лишенном веры, но и у представителей власти", и, по большому счету, "открыл Русскую православную церковь миру".
Между тем председатель ОВЦС МП опроверг слухи о том, будто митрополит Никодим совершал тайные богослужения совместно с католиками.
Митрополит Кирилл, в частности, рассказал, как сам был свидетелем двух тайных литургий, которые действительно совершил его духовный учитель, - на т.н. Русской голгофе на Соловках, где расстреливали заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, и в разгромленном храме на Валааме.
"На дворе стояло самое глухое и безысходное застойное время, и в лучшем случае так называемые простые советские люди, сызмальства воспитанные в духе атеизма, застигнув "попов" на месте "преступления", не мудрствуя лукаво, повлекли бы нас в милицию, а в худшем - поглумились бы над совершителем таинства и покусились бы на святыню", - сказал председатель ОВЦС МП.
Эти тайные литургии, по признанию митрополита Кирилла, стали для него "сильнейшим религиозным переживанием". По его словам, сам владыка Никодим "был убежден в совершенной необходимости для него совершить, несмотря ни на что, эти богослужения, он видел в этом духовную потребность и свой высокий долг".
Те же, кто называет митрополита Никодима "криптокатоликом" (тайным членом Католической церкви. – Прим. ред.) и "экуменистом", являются, по словам главы ОВЦС МП, "врагами нашей Церкви" и попросту не находят в себе "душевных сил" простить Ленинградскому архиерею "его блестящих дарований и верного служения русскому православию".