Это исследование представляет собой сумму статистических данных по числу неверующих, агностиков и убежденных атеистов в разных странах мира, пишет сегодня автор публикации в НГ-Религии. В первую десятку вошли страны Скандинавии, Чехия и Франция, а также Вьетнам, Япония и Южная Корея.
Россия не намного отстала от них и заняла 12-е место по числу (48%) неверующих граждан. Правда, исследователи при составлении "атеистического рейтинга" брали лишь "верхнюю цифру". Реальное число атеистов и агностиков в нашей стране находится в диапазоне от 34,5 до 69 млн. человек. Впрочем, такие погрешности неизбежны в сравнительных исследованиях, касающихся религии. Достаточно сказать, что общее число неверующих на планете получилось "где-то между" 500 и 750 млн. человек...
Если расхождение в данных так велико, то насколько можно верить социологам? Среди проблем, возникающих при исследовании, сами ученые отмечают разный политико-культурный климат в различных странах, который влияет на ответы респондентов. По этой логике в Северной Корее или в Китае люди вынуждены называть себя неверующими (так называемый "вынужденный атеизм"), а в Иране или в Саудовской Аравии, напротив, люди опасаются заявить, что не верят в Бога.
Впрочем, данные исследования сами ставят такую логику под сомнение. Например, число атеистов в Китае не так уж велико. Согласно опросам 2000–2001 годов убежденными атеистами считают себя всего 8–10% китайцев. Эти цифры ненамного расходятся с данными 1993 г. (10–14%). Правда, согласно другому исследованию того же 1993 г., целых 59% китайцев назвали себя "нерелигиозными".
С точки зрения социологии, расхождения вызваны характером постановки вопроса. Еще одну проблему составляет сама терминология опроса. Как отмечают авторы доклада, "смыслы и значения специфических слов или категорий крайне редко можно перевести с языка одной культуры на язык другой. Значения типа "религиозный", "секулярный" и даже "Бог" имеют драматически разнообразные значения и коннотации в разных культурах". Например, Бог христиан и нирвана буддистов – вещи, трудно сводимые в одном обобщающем исследовании.
"Мы должны руководствоваться теми несовершенными свидетельствами, которые у нас есть, а не просто жаловаться на их трудности". Руководствуясь этим принципом американского ученого Роберта Патнема, калифорнийские исследователи все же попытались сделать общие аналитические выводы. Объясняя, почему в Европе атеистов в целом больше, чем в странах Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии, социологи ссылаются на теории Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, подтвержденные исследованиями Рональда Инглхарта и Пиппы Норриса.
Их суть в том, что общества, где условия жизни и обеспеченность продуктами питания хуже, более религиозны. Напротив, там, где пища и кров имеются в достатке, религиозность снижается. Но в каждом правиле есть исключения. Например, сравнительно обеспеченная Ирландия куда более религиозна, чем бедный Вьетнам...
Увеличивается ли число атеистов на Земле или наоборот? С одной стороны, налицо действие процесса секуляризации, особенно в западных обществах. С другой – быстро растущее население стран Африки, Азии и Латинской Америки дает религиозному сознанию на планете новые шансы. Да и может ли оно быть полностью вытеснено секулярным или атеистическим в исторической перспективе?
Некоторые ученые объясняют феномен религии биологическими (Дэвид Вилсон), неврологическими (Ньюберг, д’Аквили) и даже гормональными (Майкл Персингер) особенностями. Означает ли это, впрочем, что организмы как минимум полумиллиарда человек на Земле развиваются "как-то не так"? Социологи не дают ответов на подобные вопросы, их дело – лишь представить данные и дать их возможные интерпретации.