Протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей страничке в "Живом Журнале" документ, название которого вызвало у священнослужителя недоумение
Russian Look
Протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей страничке в "Живом Журнале" документ, название которого вызвало у священнослужителя недоумение. Речь идет о попавшем в поле зрения Кураева "указе" правящего архиерея Сыктывкарской и Воркутинской епархии РПЦ епископа Питирима, адресованном настоятелям всех местных приходов.

В "Указе" за номером 50 сказано (орфография и стиль документа сохранены. - Прим. NEWSru.com):

"Моим определением от 02 марта 2015 года благословляю установить на приходах г. Сыктывкара единый размер жертв на церковные требы и свечи, согласно прилагаемого списка.
Ответственность за исполнение данного указа возлагается на настоятелей приходов г. Сыктывкара.
Благочинным Сыктывкарского Центрального, Сыктывкарского Эжвинского и Сыктывкарского Краснозатонского церковных округов довести данный указ до настоятелей приходов.
ПИТИРИМ, епископ Сыктывкарский и Воркутинский
".

- Что думают о плате за церковные требы верующие и священники

В прилагаемом к "указу" списке обозначены различные виды "жертв на требы" и указана их стоимость. Среди них, например, - освящение квартиры. Освятить одно- или двухкомнатную квартиру стоит в нынешнем году "от 1000 рублей". Трехкомнатная обойдется на 500 рублей дороже, а далее "и т. д.". Освящение офиса дороже, чем квартиры: "отправная точка" - от 2000 рублей. Освящение машины - под стать квартире (от 1000 рублей).

Любопытно, что отпевание (что очное, что заочное) стоит 2000 рублей. А вот с самоубийцами сложнее. Видимо, молитвы за совершившего тяжкий грех человека требуют особого напряжения, поэтому такое отпевание стоит 5500.

"Особое сыктывкарское таинство: развенчивание. За 500 рублей", - отмечает Кураев.

Комментируя "указ", Андрей Кураев пишет, что "сама по себе платность треб и свечей" не вызывает у него вопросов. Однако недоумение у протодиакона вызывает то, что новые цены почему-то "должны устанавливаться аж указом". "Тем более что речь идет о размере пожертвования со стороны людей, которые по идее никак не зависят ни от этого епископа, ни от настоятелей", - подчеркивает Кураев.

"Почему не "письмо", не "памятка", не "обращение к отцам настоятелям" или "наставление" им же?" - продолжает рассуждать он.

Для тех, кто не принадлежит к церковнослужителям, протодиакон поясняет, что указ - "это высшая форма выражения начальственной воли в нашей Церкви". "Московские священники при знакомстве спрашивают: "Ты тут служишь по указу или по распоряжению?" "Указ" - это нечто более прочное", - отмечает Кураев.

При этом он напомнил своим читателям еще и о так называемом "распоряжении" киевского митрополита Онуфрия о сугубом посте по пятницам.

По словам Кураева, "выбор именно таких названий показывает, что "слуги слуг Божиих" мыслят себя лишь в одном формате отношений с Церковью". "Власть вошла в них навсегда и растворила в себе", - заключает протодиакон.

Напомним, что в 2012 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого небольшая часть его участников высказалась за отмену платы "за исполнение ритуалов и торговлю в церкви".

Что думают о плате за церковные требы верующие и священники

Несколько лет назад "Комсомольская правда" опубликовала статью, посвященную "прейскурантам" за требы. Ее авторы захотели окрестить свою дочь. Когда они решили узнать, не совершается ли крещение по субботам бесплатно, ответ был: "Конечно, нет! У нас благотворительные пожертвования от 700 рублей и выше". "А если не заплатить эту сумму, ребенок останется некрещеным?" - продолжали спрашивать родители. "Во славу Божию мы не крестим! Приход бедный, а жить на что-то надо", - сказали в храме.

Соглашаясь с тем, что рыночные отношения не смогли обойти стороной дом Божий, авторы-родители однако недоумевали по поводу того, что благотворительные пожертвования могут делаться "согласно прейскуранту".

Правда, им удалось выяснить, что ситуация не везде одинакова и что есть храмы, где торг считают неуместным. "В селе Петрово-Дальнее Истринского района, на берегу Москвы-реки, стоит небольшая деревянная церковь Пророка Илии. Приход этот куда беднее многих других, и вся церковная утварь - несколько принесенных из дому икон да пара старых подсвечников. Рядом начинается реконструкция разрушенной в прежние времена большой церкви, так что пожертвования явно нужны. Тем не менее здешний настоятель отец Сергий наотрез отказывается от денег за крещение", - рассказывалось в статье.

Ситуацию с требами тогда прокомментировал протоиерей Всеволод Чаплин, занимавший в те годы должность заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. По его словам, тогдашний глава РПЦ патриарх Алексий "неоднократно говорил о недопустимости такого рода прейскурантов. В большинстве храмов Москвы их нет или никогда не было". "В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, где я служу, таких поборов не существует. Каждый оставляет, сколько может. Я сам не раз крестил нуждающихся бесплатно. Церковная практика показывает: чем меньше требуешь, тем больше получаешь", - заявил Чаплин.

Свое мнение по поводу оплаты треб высказал и настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (Дубна) протоиерей Виталий Шумилов. Вот его слова:

"На самом деле все услуги в Русской православной церкви Московского Патриархата - бесплатные! Цены, которые назначаются в храмах или монастырях, - это примерная сумма пожертвования, причем добровольного. Любой человек вправе подойти в храме к свечному ящику и заказать любую требу: венчание, соборование, отпевание и так далее. И служители храма обязаны принять ее, а священнослужители - исполнить совершенно бесплатно. Если служащие в храме откажутся принять заказ, надо потребовать настоятеля и заказать непосредственно ему. Если и он откажется принять требу бесплатно, то надо сообщить (написать) правящему архиерею или предупредить об этом намерении настоятеля. Уверяю вас, настоятель обязательно распорядится принять любую требу бесплатно.

К сожалению, большинство верующих не знают этого порядка в церкви. К еще большему сожалению, не знают о нем или молчат и служащие за свечным ящиком. Если совесть не позволяет пользоваться требами бесплатно, то можно платить за требы столько денег, сколько позволяет кошелек: хоть один рубль.

Повторюсь, все расценки в храме на требы и товары условны. Это приблизительный размер пожертвования. Отсутствие возможности оплаты не служит препятствием к совершению каких-либо таинств и обрядов".