Следствием глобальных демографических процессов стало смещение христианства на юг, отмечает религиовед. По подсчетам авторов "Христианской энциклопедии", ежедневно христиан становится больше примерно на 56 тысяч. Однако если в Африке это увеличение составляет 23 тысячи, то в Европе количество христиан уменьшается. Поэтому такие столицы, как Киншаса, Буэнос-Айрес, Аддис-Абеба и Манила, в большей степени способны сегодня дать представление о христианстве, чем Париж, Лондон или Берлин.
Что это означает для будущего христианства? Церкви Юга гораздо более консервативны, апокалиптичны и ревностны, чем Церкви Севера. Они отбрасывают либеральное христианство, они более мистичны, в них исцеляют и пророчествуют. Такое христианство, которому "всего мира мало", сталкивается на колоссальных пространствах глобального Юга с не менее (если не более!) воинствующим исламом.
Филипп Дженкинс, автор "Грядущего христианства", одной из наиболее обсуждаемых в последнее время религиоведами книг, полагает, что на карте мира в уже обозримом будущем окончательно наметится двадцать стран, где соотношение христиан и мусульман будет приблизительно равным. Относительно десяти из них он предвидит в лучшем случае напряженность в их взаимоотношениях.
По мнению В. Еленского, к середине XXI века христианство вряд ли "успокоится". Волны "великого религиозного возвращения" конца XX столетия, ознаменовавшие подъем разных по содержанию, но одинаково пассионарных движений от Оклахомы до Манилы и от Кракова до Боготы, возможно, схлынут. Но глобализацию, то есть сжатие мира, остановить невозможно. Неизбежность встречи культур и религий ведет не к созданию общей для всех землян мегарелигии, а к поиску новых демаркационных линий между ними, к утверждению и переутверждению старых идентичностей, к восстанию против унификации и обезличивания мира. Полного разрыва христианских Церквей с "землей и кровью", окончательного перехода от "национальной Церкви" к "Церкви свободного выбора" не произойдет; фундаментальные линии деления человечества сохранятся. Но поскольку ни одна религия уже не сможет быть совершенно изолированной от других, будущее христианства в значительной степени будет зависеть от содержания его диалога с другими религиями, и прежде всего с исламом, считает ученый.
Христианство, по его словам, окончательно утратит свою европейскую эксклюзивность. Десятка стран с наибольшим христианским населением в середине века будет выглядеть так: США, Китай, Бразилия, Конго, Индия, Мексика, Нигерия, Филиппины, Эфиопия и Уганда.
Очевидно, продолжится "пентекостализация" христианства (Пентекостализм - пятидесятничество. - Прим. ред.). В значительной степени прошлый век был для него пятидесятническим: в первый день столетия Агнесса Озман из Канзаса заговорила "на языках", а в 2000 году в мире было уже 52,4 миллиона пятидесятников. Удельный вес пятидесятнических, харизматических и неохаризматических Церквей будет и далее расти самыми быстрыми темпами в христианском мире и к 2025 году вырастет еще на 4% по сравнению с началом века.
Христианство станет еще более разнообразным. В 1800 году в мире было 500 христианских деноминаций, сейчас их уже около 40 тысяч. В дальнейшем эта цифра еще более увеличится; в основном за счет так называемых независимых Церквей – африканских, афроамериканских и афролатиноамериканских деноминаций, часто весьма своеобразно интерпретирующих Евангелие. Впрочем, некоторые представления о новозаветной истории, которые можно встретить в украинских селах, не слишком далеко отстоят от верований народности Тарахумара в северной Мексике о Боге, его жене Марии и их сыне Иисусе, создавших индейцев.
Наконец, возможно, что обострение глобальных проблем человечества принудит христианских теологов к смене парадигм богословского мышления. Но эти же проблемы способны привести к попыткам создания некоего глобального, трансконфессионального "консервативного интернационала", противостоящего секуляризму.
То, что в Западной Европе произошло крушение приходской цивилизации, статус священника перестал отличаться от статуса учителя или социального работника, немало церквей превратились из сакральных в культурные объекты и оказалось подорванным "литургическое" течение времени, - все это еще не означает, что европейцы отказались от религии. Их религиозность становится все менее христианской (в данном случае речь не идет о возрастающем мусульманском населении стран ЕС) и еще в меньшей степени церковной. Она становится неинституализированной, созвучной современной индивидуалистической культуре, скорее фокусирующейся на персональном запросе, с акцентом на индивидуальном духовном опыте, чем на пассивном повторении вслед за Церковью ортодоксальных истин. В то же время христианская Церковь именно в Европе, по сути дела, впервые получила возможность оставаться только Церковью и не отвлекаться на "горизонтальное" служение, которое целиком и полностью могут взять на себя "государства всеобщего благоденствия" и чрезвычайно развитые гражданские общества, а заняться служением "вертикальным" (речь идет о современном западном богословии, в котором выделяются два направления: "вертикальное" занимается чистым богопознанием, а "горизонтальное" - церковной социальной доктриной. - Прим. ред.). По-моему, церкви Западной Европы этого еще не поняли. Поэтому церковные школы, больницы и каритативные учреждения там полны народу, а храмы – пусты. Но, во-первых, процесс "еврабизации", то есть увеличения числа мусульман арабского происхождения в Старом Свете, усилит значение католицизма и протестантизма как центров идентичности европейцев, а во-вторых, в европейском христианстве уже сейчас есть точки обновления. Как сказал применительно к Европе французский социолог религии Одон Валле, "если вы тот человек, который покупает акции и ценные бумаги, вам следует покупать христианство. Сейчас цена очень низка. Она должна пойти вверх".
То, что фундаментальные линии деления человечества сохранятся в обозримом будущем, означает, кроме всего прочего, что принадлежность стран постсоветского пространства к определенному цивилизационному ареалу будет сказываться постоянно и в очень большой степени. Как ростки "исходной цивилизации" способны крушить последующие культурные и политические напластования, свидетельствует не только опыт Ирана, но и деисламизированной Ататюрком Турции. Через почти девять десятилетий после его реформ ислам вновь начинает манифестировать тут свою жизнеспособность и укорененность в политике.
После эксперимента по насильственному искоренению религиозности посткоммунистические страны возвратились к старым типам религиозной культуры, формировавшимся задолго до того, как они "встали на путь социалистического строительства". Поэтому характер религиозности в Чехии гораздо ближе к восточно-германскому, чем к словацкому, хотя Чехия и Словакия входили в одно государство, а в Литве – к Польше, нежели к соседней Латвии.
Что же касается перспективы клерикализации общества и сближения Церкви и власти, то, по мнению В. Еленского, такая перспектива вряд ли угрожает России. Вопрос о том, что выше – "священство" или "царство", очень давно решен в пользу последнего.
Специфика же религиозной ситуации на Украине – в наличии нескольких центров религиозной силы. Каждый из этих центров имеет серьезную общественную, культурную и политическую поддержку. Ни одна из Церквей тут не объединяет, пусть даже номинально, более трети всех верующих. На религиозной сцене страны конкурируют три православных и Греко-католическая церковь. Традиционно существенную поддержку в ряде регионов имеет Римско-католическая церковь; очень существенно присутствие позднепротестантских Церквей.
Кроме того, в украинском национализме отсутствует жесткая конфессиональная коннотация – быть "настоящим украинцем" вовсе не означает по определению быть православным, католиком или протестантом – в политическом истеблишменте представлены и первые, и вторые, и третьи. Все это, разумеется, снимает уже сами рассуждения о возможной "клерикализации" для Украины, хотя не отменяет значимость религиозного фактора для различных сфер общественной жизни страны.