В обыденном, а нередко и в правовом сознании религия представляется системой исключительно серьезной и ригористической. Однако каждый исследователь знает, что пародийный и смеховой аспект свойственен любой религиозной традиции, и изучение элементов и механизмов комического и сатирического занимает важное место в современном религиоведении, отмечают организаторы форума. Перед участниками стояла задача обсудить два пересекающихся круга вопросов.
Первый круг можно охарактеризовать словами "смех, имманентный религиозному дискурсу и практике". Здесь речь шла о сакрализации смеха, комических ритуалах, осмеянии демонического, о праздничном и воспитательном смехе, а также самоиронии формальных и неформальных лидеров и теологии смеха. К известным примерам подобных феноменов относятся античные боги смеха, колядки и дьяблерии, праздники дураков, карнавалы и пуримшпили, "пасхальный смех", смех юродивых и дзэнских мастеров и т.д.
Ко второму кругу был отнесен "смех как атрибут межрелигиозной и антирелигиозной полемики" и говорилось об иронических и сатирических механизмах глумления и диффамации в полемических трактатах, диалогах и памфлетах, о гротеске в творческом противостоянии культуры "низкой" культуре "высокой", исповедующей религиозный догматизм. Рассматривалось также осмеяние в карикатуре, являющейся важным жанром атеистической пропаганды.
Конференция была открыта, как и положено, первого апреля: директор центра библеистики и иудаики Марк Куповецкий отметил, что, по его сведениям, это первый подобного рода форум не только в России, но и в мире, подчеркнул, что "мы впереди планеты всей" и рассказал еврейский анекдот.
Несколько шутливых приветствий конференции от широко известных в религиозном мире деятелей зачитал директор центра изучения религий Николай Шабуров.
Исследователи в своих докладах отмечали, что пародийный и смеховой аспект свойственен любой религиозной традиции, поэтому изучение элементов и механизмов комического и сатирического занимает важное место в современном религиоведении, сообщает РИА "Новости".
Валерий Дымшиц из Европейского университета в Санкт-Петербурге рассказал в своем докладе о пародии на традиционную иудейскую экзегезу (толкование отдельных мест Священного писания), Андрей Мороз из РГГУ выступил с докладом "Святой Никогда и другие бездельники", в котором сравнил пародии на святых в разных языках.
О насмешках евреев диаспоры над современным иудаизмом в Израиле шла речь в выступлении московской исследовательницы Марии Каспиной, а Людмила Жукова из РГГУ рассказала о карнавальных традициях итальянской области Валле д'Аоста.
Кроме того, исследователи обсудили шутки богов в индуизме, поэтику еврейского анекдота в России, осмеяние в религии античных Афин, а также серьезно-комические аспекты Талмуда.
В завершение первого дня конференции ее участники после доклада о комическом в театре Петрушки посмотрели выступление театра "Бродячий вертеп".
Напомним, что 10 лет назад портал "Мир религий" попытался выяснить у российских представителей различных мировых религий, не возбраняется ли верующему человеку смеяться и существуют ли темы, сферы жизни, которые нельзя поддавать осмеянию... Но самое главное, что интересовало задававшего вопросы журналиста, - смеется ли Бог. Некоторые религиозные деятели были даже обескуражены как этим вопросом, так и самим фактом обращения к ним в канун Дня смеха, к которому Церковь отношения не имеет. Ответы были опубликованы.
В вводных словах к упомянутой публикации говорилось: "Каким должен быть верующий человек? Улыбчивым, радостным жизнелюбом, открытым людям и миру, или сумрачным затворником? Вопрос этот, при всей очевидности ответа на него, не такой простой.
Вспомним роман итальянского писателя Умберто Эко "Имя Розы", детективный сюжет которого строится вокруг хранимого в монастырской библиотеке трактата Аристотеля о смехе. Прикоснувшиеся к нему молодые послушники один за другим умирают оттого, что их старший брат в Боге смазал страницы книги смертельным ядом. Воспитанный в духе инквизиции старый монах был уверен, что смех и улыбка - уродливая гримаса, недостойная лица истинного христианина.
Не более уважительное отношение со стороны светских и церковных властей к юмору бытовало не только в средневековой Европе. На осмеивающей свои социальные язвы Руси не один скоморох поплатился жизнью за слишком уж дерзкие остроты.
Впрочем, сумрачных, нелюдимых государственных и религиозных деятелей можно встретить и в современной России. Взвалив на себя непосильное бремя страдальцев за веру, иные верующие шествуют по миру с перекошенными от злобы лицами. Словно Христос не заповедал человечеству радоваться".