Самый роскошный предмет туалета игрушечного Папы - это длинная белая лента, на которой вышиты три голубя и надпись на латыни "Великий понтифик Франциск".
Как и подобает плюшевому мишке, внутри у него древесная стружка. Кроме того, он умеет рычать. Тираж игрушки - 266 экземпляров, розничная цена - 250 евро.
Медведи - это один из основных товаров фирмы Hermann-Spielwaren, производящей мягкую игрушку. В их ассортименте мишки разных профессий и общественных положений. Выпускались медведи в образе крестьян, поэтов, художников, игроков в крокет. Был там и медведь с атрибутами британской короны. Кстати, на Святой престол фирма "покусилась" не в первый раз. У нее ведь есть целая сетия игрушек под названием "Папа, монахи и святые" (Papst, Mönche und Heilige). В 2005 году быть представленным в виде мишки удостоился соотечественник немецких игрушечников Папа Бенедикт XVI. Идя в ногу со временем, компания обновила свой список персоналий, осчастливив нового понтифика.
Президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина считает, что подобные персонифицированные игрушки могли бы наладить и российские фабрики. По ее мнению, которое приводит газета, на конвейер они могли бы поставить хоть патриарха, хоть монахов.
"Продвижение атрибутов какой-либо веры - эта тема недоработана в индустрии игрушки. Популяризация с помощью игр и игрушек очень действенна. Это такой тренд: сейчас больше и больше знаковых людей выпускают в виде персонажа. Будет ли она пользоваться спросом? Однозначно, будет", - цитирует слова Цицулиной "Коммерсант". С ней, правда, резко несогласны представители православного сообщества, которых такая идея возмутила. По словам председателя просветительского общества "Радонеж" Евгения Никифорова, превращать в игрушку святое нельзя. "Это связано с одним - с коммерциализацией религиозных символов. И "золотой телец" профанирует все, что только возможно. Понимаете, можно сделать товаром все что угодно, любую святыню, можно глумиться над Папой Римским, изображая его медведем. Это просто неприлично", - приводит слова Никифорова "Коммерсант".
Между тем "религиозные игры" с игрушками кончаются порой печально. Достаточно вспомнить историю англичанки Джиллиан Гиббонс, которую суд в Судане обвинил в "оскорблении ислама, подстрекательстве к религиозной ненависти и презрении к вере". Вина 54-летней учительницы одной из хартумских школ заключалась в том, что она предложила ученикам второго класса придумать имя для игрушечного медведя, выступавшего в качестве учебного пособия. 20 из 23 учеников высказались за то, чтобы присвоить ему имя Мухаммед. Это было расценено в Судане как издевательство над священным именем Пророка - основателя ислама. Учительницу могли приговорить к 40 ударам плетью, шестимесячному тюремному заключению или денежному штрафу. К счастью, приговор оказался более мягким - пятнадцать дней тюремного заключения и последующая высылка из страны, но в итоге Гиббонс помиловал президент Судана.
Между прочим несколько лет назад бывший главный раввин Израиля Мордехай Элиягу вообще объявил войну игрушкам. Он вынес галахическое постановление, призывающее ультрарелигиозных родителей отрывать куклам руки и ноги. Таким оригинальным способом он надеялся уберечь подрастающее поколение от опасности идолопоклонства.
Указ раввина вызвал активное обсуждение в прессе и среди представителей религиозных кругов. Видный православный богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов заявил тогда, что прямых канонических запретов на игрушки в православии нет. "Но, кроме канонов, есть еще и дух вероучения, и в соответствии с ним игрушки, изображающие чертей и бесов, не подходят. Они накладывают определенный отпечаток на душу, тем более детскую".
Осипов выразил убеждение, что лучше избегать игрушек с сексуальным подтекстом. Более "подходящими" он назвал "наших кукол - "мальчиков" и "девочек".
"Лучше, если ребенок играет с куклой, изображающей ребенка, а не взрослую женщину. Меня часто спрашивают: можно ли женщине ходить в храм в брюках, и я отвечаю, что Церковь не знает понятия "брюки" или "платье". Бывает платье такое, что глаза девать некуда, и брюки, не вызывающие сексуальной реакции. Вот и с игрушками так же. Грех - это любое деяние, которое вредит человеку".
В ходе обсуждения указа израильского раввина выяснилось между тем, что ограничения на игры и игрушки существуют не только в иудаизме, но также в православии и исламе. Вводя запреты и ограничения на некоторые виды игрушек, духовные лидеры действительно надеются уберечь детей от опасности идолопоклонства.
Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин рассказал тогда, что ограничения на детские игрушки существовали и раньше. "Я и раньше не покупал кукол - это все-таки изображение человека. Предпочитал дарить своим детям плюшевых животных, но и то не всех подряд. Некошерные животные не подходят, поросята, лошадки, например. Лучше курочку или коровку. А вот с Чебурашкой - вопрос. Не знаю, кем его считать", - отметил представитель ФЕОР.
Тем не менее индустрия игрушек процветает и даже берет на вооружение Священную историю. Несколько лет назад в магазинах игрушек по всей Америке появились пластмассовые кукольные изображения Иисуса высотой в один фут. Они были способны произносить цитаты из Библии. Кроме того, родители могли порадовать своих чад трехдюймовыми куклами в образе пророка Даниила. Как отмечала британская пресса, эти кукольные персонажи готовились вступить в бой с Барби и Человеком-пауком.