Между тем, ультраправые силы, восприняв 4 ноября как день изгнания с российских земель инородцев и иноверцев, устроили в минувшем году в центре Москвы националистическое шествие, тем самым, окрасив новую дату в коричневый цвет. И хотя в нынешнем году власти российской столицы чреватый массовыми беспорядками "Русский марш" вроде как запретили, в этот день вряд ли удастся избежать столкновений и конфликтов между сторонниками новой диктатуры и приверженцами демократических преобразований России.
К сожалению, пока что в этом противостоянии все чаще побеждают противники демократии. Тенденции общественного развития в РФ свидетельствуют о возрастающей популярности в стране националистических идей. Согласно исследованиям социологов, если в 1989 году признаки ксенофобии проявлялись у 20% россиян, то в 2001-м – уже у 50%. В 2006 году лозунг "Россия для русских" поддержали, по данным социологического опроса, 35,4% российских граждан. Россия по уровню неприязни к инородцам превзошла даже Австрию, самую ксенофобскую страну Европы.
О том, что определенная часть населения России все больше симпатизируют радикальным идеям, свидетельствует и возросшая популярность среди части россиян фигуры Гитлера. Погромы еврейских и мусульманских кладбищ, нападение на синагоги, кровавые этнические конфликты в Кондопоге и других городах России, оставшиеся без наказания убийства иностранцев и россиян неславянской внешности скиндхедами и членами иных ультраправых организаций – все эти симптомы тяжкой общественной болезни, к сожалению, не находят адекватной реакции у властей. Ксенофобские настроения не всегда получают должный отпор и со стороны тех религиозных конфессий, которые объявили себя в России "традиционными".
В канун Дня народного единства корреспондент сайта "Мир религий" обратился к российским представителям пяти мировых религий с просьбой прокомментировать межнациональную и межрелигиозную ситуацию в стране и ответить на следующие вопросы:
– Не кажется ли вам, что власти не только не прикладывают достаточных усилий для установления в обществе мира и согласия, но порой даже способствуют росту ксенофобских настроений?
– Как вы относитесь к заявлениям отдельных религиозных деятелей, которые, подобно протоиерею Дмитрию Смирнову, утверждают, будто Россия моноконфессиональная и мононациональная страна?
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволод Чаплин: я надеюсь, что чем дальше, тем больше россияне будут понимать, насколько хрупко наше единство, насколько легко его разрушить и, значит, насколько важно его сохранить
Мне думается, что люди стали больше дорожить единством России и ее народа. Те испытания, те проверки на прочность, которым подверглось наше единство – речь идет о всплесках национальной вражды, попытки извне расколоть Россию по территориальному, религиозному и национальному признаку, – так вот, все эти испытания все-таки не привели страну к тому разделу, который хотелось бы видеть нашим недругам. И то, что люди все же стремятся к единству, несмотря на все провокации и истерики, является нашим важным достижением. Я надеюсь, что чем дальше, тем больше россияне будут понимать, насколько хрупко наше единство, насколько легко его разрушить и, значит, насколько важно его сохранить, невзирая на все имеющиеся различия.
На мой взгляд, абсолютное большинство нашего народа не желает никаких межнациональных или межрелигиозных войн или столкновений. Наш народ достаточно мудрый, он понимает, что распри и вражда никому не выгодны. Конечно, у нас есть проблемы экономического и социального свойства, но они должны решаться не с помощью вражды и погромов, а через влияние общества на власть и на ее решения. И сегодня такое влияние нарастает, я думаю, оно всегда будет конструктивным. Достаточно посмотреть на то, что президент стремится навести порядок на рынках, убрать в особые зоны игральные учреждения, которые сегодня открыты на каждом углу. Все это делается не просто так, а под влиянием общественных настроений.
Конечно, мы придерживаемся разных религий и мировоззрений, но в России это никогда не мешало людям жить вместе. Надеюсь, это не будет мешать нашему единству и в будущем. Тем не менее, между религиями всегда будет иметь место полемика, и в этом нет ничего противоестественного. Но я надеюсь, что она будет вестись всеми в духе взаимоуважения.
Относительно же многоконфессиональности и многонациональности России, то я думаю, что наша страна не более многонациональна и многоконфессиональна, чем, например, сегодняшняя Франция или Великобритания. И эту реальность все должны осознавать. Другое дело, что способность общества к гармоничной жизни определяется, в том числе, способностью с особым вниманием относиться к правам традициям и образу жизни национальных меньшинств.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: большой вклад в установление общественного согласия должны внести религиозные конфессии
Проблема установления гражданского согласия в обществе, установления межнационального и межконфессионального мира, должна решаться не только властями и не только религиозными объединениями. Это проблема всего общества и каждого конкретного человека. Наивным было бы полагать, что установление тех или иных праздников сразу принесет обществу мир и единство. Для этого необходимо предпринять очень большие усилия, как со стороны власти, так и со стороны всех структур нашего гражданского общества. И, конечно же, большой вклад в установление общественного согласия должны внести религиозные конфессии.
Хотел бы обратить внимание также на то, что отдельные высказывания тех или иных представителей религиозных конфессий по различным вопросам далеко не всегда совпадают с официальной позицией этих конфессий.
Что касается позиции властей в вопросах установления межэтнического мира, то по отношению ни к какой власти никогда нельзя сказать, что она прилагает достаточно усилий для решения той или иной проблемы. Всегда могут быть просчеты, мы должны помнить, что живем в обществе, которое не является идеальным и всегда найдется повод для критики любой власти. Однако, на мой взгляд, необходимо обращать внимание на позитивные моменты, которые есть в деятельности любой власти и, главное, на добрую волю и стремление к решению тех или иных проблем.
Председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: мы должны научить наших граждан видеть в каждом человеке суверенную личность, полноправного гражданина страны
Разделяя опасения по поводу вопиюще неблагополучной межнациональной и межрелигиозной ситуации в нашей стране, я не могу сказать, что государство сегодня ни коим образом не прилагает усилий, чтобы ее исправить. Да, к сожалению у нас в обществе существует нетерпимость, а то даже и ненависть, основанная на этнической или религиозной почве. Но для преодоления подобных настроений одних государственных усилий будет недостаточно. Какие бы хорошие законы не принимались, существует определенное состояние общества, на которое влияют различные факторы, в том, числе, и религиозные.
По моим наблюдениям, для человека неверующего существует меньше искушений в области этническо-религиозных отношений, нежели для тех, кто отождествляет себя с определенной конфессией. Я не стану сейчас цитировать тех религиозных деятелей, которые высказывают свои экстремистские взгляды по отношению к другим нациям, по отношению к проблемам миграции. Скажу лишь, что государство, которое не любит приезжих, которое плохо относится к гражданам не титульной нации, обречено. Дело не только в политических решениях и законах, которые, конечно же, важны. Важно, прежде всего, понимание обществом, куда мы движемся – либо мы идем к катастрофе, либо мы строим сильное, многонациональное, полирелигиозное государство. Пока что, к сожалению, невежество общества в этих вопросах поддерживают многие СМИ, признавая за представителями отдельных титульных религий и конфессий право диктовать россиянам свои условия, которые часто расходятся с Конституцией РФ. И в этом случае журналисты и редакторы совершают большую ошибку, поскольку выступления экстремистски настроенных религиозных деятелей направлены на разжигание межрелигиозной и межэтнической ненависти.
Гражданское общество в лице неправительственных организаций, Общественной палаты должны поднять свой голос против любого проявления религиозной и национальной нетерпимости. Нам нужна продуманная концепция межэтнических и межрелигиозных отношений, которая легла бы в основу государственной политики в данной сфере. И в этом очень сильно могли бы помочь различные религии, представленные в Российской Федерации, нужно только дать возможность для широкой проповеди. Ведь те или иные религии и конфессии имеют многовековой, порой тысячелетний опыт, общество, несомненно, получило бы огромное благо, если бы представляющим авторитетные религиозные традиции духовным лидерам дали возможность выступать в СМИ. Нужно также предоставлять возможность обращаться к самой широкой аудитории и разумным представителям светского общества, стоящим на позициях веротерпимости. Но у нас, к сожалению, очень часто транслируют на всю страну не людей мира, способных любить других, а испытывающих ненависть к инородцам экстремистов, которые делают очень странные заявления, противоречащие законам страны.
Сегодня у нас чувствуется большой дефицит элементарного воспитания в людях терпимости, которое должно начинаться даже не со школьной скамьи, а с детского садика. Мы должны научить наших граждан видеть в каждом человеке, в не зависимости от цвета кожи и разреза глаз, языка и религиозной принадлежности, суверенную личность, полноправного гражданина страны. Такое же отношение должно воспитываться у россиян и к приезжим.
Давайте скажем правду – сегодня наша страна вымирает, поэтому России как никогда нужна четкая, продуманная миграционная политика, которая помогла бы приезжим ассимилироваться в российскую культуру, понять ее богатство. Разделяя ценности русской культуры, они привнесут в нее что-то свое, и это только обогатит наше государство. Возьмите пример США, где "всякой твари по паре", где представлены все религии и конфессии. Кому-то это нравится, кому-то нет, но там есть абсолютное право и свобода, общественная жизнь организована у них очень разумно. Конечно, и в Штатах есть проблемы, есть там, к примеру, расисты, но тон в обществе все же задают не они, а здоровые силы. И Россия должна пойти по пути самоорганизации гражданского общества. Религия должна помочь в этом, а не делать экстремистские и оскорбительные заявления, как это позволяют себе отдельные представители тех или иных конфессий и религий, включая, к сожалению, и протестантов.
Председатель Совета Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко: у нас нет будущего, если мы не будем проводить в жизнь политику созидания Отечества, в котором мы все осознавали бы себя гражданами России
Наша государственная власть отражает общее состояния страны, в том числе, состояние нравственное. Поэтому, ожидать больших подвигов от власти, нет никаких оснований. Другое дело, что во власть привлекаются люди не только лучшие по своему развитию, но и обладающие способностью мыслить государственно, что предполагает заботу об интересах всего общества и государства. Но наши самые высокие чины, к сожалению, не понимают, что такое государственный интерес и это приносит России очень дурную славу. Последствия этого на лицо, ведь мы сами, своими руками, сделали врагами не только вчерашних друзей, но и единоверцев, родственников славян. А вся эта политика исходит все из той же самой кухни, где до сих пор охотятся за ведьмами.
Праздник День народного согласия и единства – такой важный и необходимый в нашем календаре, рожден из определенных идеологических предпосылок. Он не рожден как День согласия и единства, он рожден, как день раздора. Выбранная для его празднования дата не является объединяющей, проявившаяся в те годы смута не закончилась победой над Лжедмитрием, она только началась. Впереди после этого знаменательного события нас ждал раскол, нас ждал Стенька Разин, ждали походы Пугачева. Поэтому праздник согласия должен начинаться с настоящего осмысления того, что в Российском государстве присутствует почти две сотни национальностей и народностей, и нам нужно не просто декларировать, а сначала определить и осознать нашу общую цель, благодаря которой мы двигались бы навстречу друг другу, принимали бы друг друга со всеми нашими различиями. И начинать этот процесс нужно не с события, когда один народ побил другой, а с чистого листа.
Видя всю нашу прошлую историю, мы должны дозреть, осознать и целенаправленно осуществлять не политику антагонизма и расслоения общества на сектантов и правоверных. У нас нет будущего, если мы не будем проводить в жизнь политику созидания Отечества, в котором, не зависимо от религиозных и политических убеждений, независимо от национальной принадлежности, от экономического благосостояния, мы все осознавали бы себя гражданами России. Гражданами одной страны, у которых есть общий интерес – укрепление Отечества, искоренения бедности, наше благосостояние. Мы должны поставить во главу нашего общего проекта эти всем знакомые и понятные основы жизни.
Всем известно, что День народного единства не просто инициирован, но обоснован и продвинут в наш календарь Московским Патриархатом. Отсюда и исходит его однобокость, и в обществе этот праздник вызвал больше споров, чем согласия и мира. Можно цитировать не только Смирнова. К сожалению, слишком часто необдуманные заявления представителей Русской православной церкви (РПЦ) очень часто тиражируются в обществе, производя совершенно обратное действие. Говорить о том, что мы мононациональное государство, может только человек, который просто не представляет, что такое Россия. Может показаться, что он никогда не выходил из своей квартиры, ведь у нас только в одной Москве больше сотни национальностей. А во всей России по итогам последней переписи – 182. И когда мы говорим о превалировании одной группы населения над другими, то мы закладываем мину в межнациональные отношения. Что должны думать в этом случае абхазы или тувинцы, что должны думать хакасы или монголы? Более чем очевидно, что подобный подход не только не приведет страну к единству, а только лишь усугубит накопленные в обществе противоречия и проблемы.
Зав. отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: нужно популяризировать язык диалога, сотрудничества, показывая различные стороны нашего общения
Нужно помнить, что мы живем в эпоху значительных миграционных сдвигов. Это очевидно после развала СССР и той непростой социальной ситуации, которая сложилась в России и сопредельных государствах СНГ. Значительные массы населения нелегально или полулегально перебираются поближе к Москве, что рождает конфликт двух типов ментальности – традиционного российского общества и пришлого населения, которое привносит в чем-то новые ценностные ориентиры на всех уровнях. Естественно, это вызывает реакцию отторжения у традиционных русских, живущих на своей территории в течении многих веков.
На мой взгляд, власть на местах и в центре может создать своего рода федеральную программу. Она, раз мы сейчас идем по пути создания национальных проектов, должна помочь амортизировать возможные столкновения между коренным населением российских городов и приезжими, прибывающими на постоянное место жительства. Это глобальная проблема и я думаю, что Кондопога – лишь первый тревожный звонок. Насколько я знаю, аналогичные ситуации возникали и в Саратовской области, и в Татарстане и в других регионах. Этими вопросами должны заниматься соответствующие министерства и ведомства.
Если говорить о традиционных религиях, то здесь ситуация обстоят несколько лучше благодаря тому, что у глав этих религий есть четкое понимание ситуации, понимание того, что люди, принадлежащие к разным конфессиональным или религиозным культурам, должны находиться в рамках закона. Сегодня делается очень много, чтобы прихожане РПЦ, других христианских деноминаций, ислама, иудаизма, обращались к духовному богатству своих вероучений.
Что касается ислама, то по инициативе Совета муфтиев России в последнее время была организована большая конференция, посвященная сорокалетию Второго Ватиканского собора, мы провели также исламо-иудейскую конференцию. Думаю, что нужно популяризировать язык диалога, сотрудничества, показывая различные стороны нашего общения. Это то немногое, что религиозные организации могут сегодня противопоставить тому кризису доверия, который наблюдается в нашем обществе.
Говоря о тех или иных высказываниях религиозных деятелей РПЦ, мы ориентируемся на заявления Святейшего Патриарха Алексия II. Это внутреннее дело Русской православной церкви, когда ее представители выступают с необдуманными заявлениями, которые взрывают межрелигиозный мир и согласие в нашем обществе. Подобное делается не от большого ума, поводов зажечь спичку и бросить в тот взрывоопасный материал, который представляет из себя наше общество, есть более чем достаточно.
Главный раввин России Адольф Шаевич: здоровые силы, которых немало в России, должны предпринимать огромные усилия для того, чтобы не давать развиваться негативным ксенофобским явлениям
Мне кажется, что тенденция к взаимопониманию, к сохранению нормальных взаимоотношений в обществе у руководства Русской православной церкви, мусульманства, иудаизма и других религий и конфессий, все-таки присутствует. И эта линия взаимопонимания во время наших встреч неуклонно развивается. Другое дело, что на бытовом уровне в стране действительно существует масса проблем. К большому сожалению, очень большое количество и политиков, и просто недальновидных людей, пытаются постоянно вносить расколы, вбивают клинья и просто используют в своих целях какие-то ситуации, не задумываясь, к каким печальным последствиям они могут привести не только страну, но и их собственных детей. Никто, думаю, не станет отрицать, что в нашей стране, к сожалению, существуют ксенофобские настроения, которые не получают должного отклика со стороны государства и правоохранительных органов. И это печально, потому что ни к чему хорошему Россию это привести не может.
День народного единства дает повод лишний раз задуматься над тем, что нас ждет в ближайшем будущем, что нас ждет в перспективе, как будут жить в России наши дети. Не хочу быть пафосным, но Россия – наша общая земля, наша общая страна, наша общая Родина. И нормальные люди должны думать о судьбах Родины не только в дни соответствующих праздников или в связи с какими-то событиями, а постоянно. Поэтому нужно искать самые разные пути для разрешения накопившихся проблем. А их очень много и нам никуда не деться от их решения. Нормальные, здоровые силы, которых немало в России, должны прилагать огромные усилия для того, чтобы не давать развиваться негативным ксенофобским явлениям, чтобы сохранить и межконфессиональный, и межнациональный мир, который с трудом, но удерживается.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: если власти будут попустительствовать возникающим межнациональным и межрелигиозным трениям, то случившееся в Кондопоге может перекинуться на все регионы страны
В нашей стране сосуществуют различные нации и религии и мы должны трезво оценивать ситуацию в этой сфере, чтобы избегать конфликтов. На религиозных лидерах лежит особая ответственность перед своей паствой и всем обществом за то, чтобы в нем установилась атмосфера взаимного доверия. Тем более религиозные лидеры не должны провоцировать общественные конфликты своими необдуманными высказываниями.
То же самое касается и властей, с попустительства которых часто возникают конфликты, которые не были неизбежными. Если власти будут попустительствовать возникающим межнациональным и межрелигиозным трениям, то случившееся в Кондопоге может перекинуться на все регионы страны, что чревато многими опасностями. Если бы власти, правоохранительные органы вовремя обратили внимание на сложную межэтническую и криминальную ситуацию в Кондопоге, то ничего подобного там не произошло бы. Многое естественно, зависит от менталитета коренного населения тех или иных регионов, и приезжие должны помнить, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
Россиянам нужно учиться соблюдать культуру общения, культуру диалога, поскольку в России живут люди с разным менталитетом, с разными традициями и историей. Порой кажется, что наше общество напоминает рака, лебедя и щуку, забывая о том, что мы все живем в одной стране. Нужно смотреть вперед, в будущее, а не оглядываться назад, вороша прошлые обиды. Всякого рода истерические высказывания, попытки оскорбить других, возникают от слабости. Для буддистов же веротерпимость вполне естественна, у нас во главе угла стоит ахимса, ненасилие, благие деяния.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: разжигаемое под лозунгом патриотизма националистическое чувство, является ничем иным, как одним из низменных инстинктов
В самом деле, трудно избавиться от впечатления, что творимое сегодня в стране насилие, усугубляющаяся национальная и религиозная нетерпимость, являются результатом осознанной или не осознанной политики. Если это действительно так, то, естественно, нельзя считать эту политику дальновидной. Разжигание вражды, хоть оно и дает поначалу власть предержащим некие преимущества в попытках контролировать и направлять раздражение и гнев народа, в конечном счете, как показывает история, приводит к уничтожению самой власти. История свидетельствует, что джин, выпущенный из бутылки, в конце концов пожирает самого хозяина, который его выпустил.
Увы, любая власть пользуется этим печально знаменитым приемом "разделяй и властвуй". Любая власть, особенно власть над умами огромных человеческих масс, невольно попадает в ловушку, пытаясь потакать низменным инстинктам толпы. Разжигаемое под лозунгом патриотизма националистическое чувство, является ничем иным, как одним из таких низменных инстинктов.
Я надеюсь, что никакая разумная Церковь не будет делать национальную и религиозную нетерпимость своей официальной доктриной. Но если при этом какие-нибудь ее представители все же сеют вражду между людьми, то это, вне сомнения, грех перед Богом. Потому что Бог – один, и для Него все люди без исключения являются Его неотъемлемыми частицами, Его детьми. У Господа нет избранных детей, так же, как нет каких-то нелюбимых чад. Ответственность духовного лидера заключается в том, чтобы объяснять людям духовную природу, в соответствии с которой все мы являемся братьями и детьми одного и того же Бога.