Одним из факторов, оказавших серьезное влияние на такую молодежь, стал принятый в прошлом году запрет на ношение в школе одного из основных атрибутов верующих мусульманок - головного платка, хиджаба.
Каждое утро Женевьев Пиньо, директор лицея имени Робера Буано в парижском пригороде Корбей-Эссон, занимает свой пост у ворот школы. Ее обязанность - следить за строгим соблюдением правил, в том числе и на ношение хиджабов и других "бросающихся в глаза" признаков религиозной принадлежности. Ежедневно на подходе к школе десятки девочек снимают свои хиджабы, сообщает Би-Би-Си. Одна ученица пытается проскочить мимо директора с хиджабом на голове, но Женевьев Пиньо немедленно замечает науршение и заставляет ее снять платок.
По словам директора, такие инциденты довольно редки, и новым правилам в основном подчиняются, хотя и с некоторой неохотой.
16-летняя Асма Бубкер считает, что мусульмане стали жертвой предвзятого отношения: "У христиан есть крестики, так почему же нам запрещают носить головные платки?"
Другие же согласны с новым законом: "Некоторые учителя просто не видят в нас ничего другого, кроме приверженности к исламу, поэтому лучше снять хиджабы", - говорит Сиам. С этой точкой зрения согласна и 18-летняя Рама Курума: "Религии не место в школе. Все равно ведь настоящая вера находится в сердце".
По словам главы отдела образования департамента Эссон Мари-Луиз Тестенуар, больше никто не появляется в школе с бросающимися в глаза предметами, свидетельствующими о религиозной принадлежности.
Это можно считать крупным достижением департамента, где проживает значительное число мусульманского населения.
А ведь принятие закона сопровождалось акциями протеста мусульман, которые назвали его неприемлемым.
Как это ни странно, но серьезный удар по позициям противников нового закона нанесли мусульманские экстремисты - похитители двух французских журналистов в Ираке требовали отмены запрета на ношение хиджабов.
После этого выступления против закона сошли на нет, так как французские мусульмане не хотели того, чтобы их ассоциировали с иракскими экстремистами.
Кроме того, все основные политические партии светской Франции с одобрением отнеслись к закону, что и обеспечило его успешное прохождение через парламент.
Три четверти французского населения поддержали законопроект.
Без жестких мер
Директор лицея имени Робера Дуано говорит, что выполнение закона удалось обеспечить в основном путем убеждения, без применения дисциплинарных мер.
Даже тогда, когда 30 учениц демонстративно отказывались снимать головные платки, руководству школы удалось обойтись без исключения из лицея.
"Я просто приглашала их к себе в кабинет и пыталась объяснить, что значит светский подход, - говорит Женевьев Пиньо. - Я говорила, что уважаю их веру, но подчеркивала, что у меня нет желания ближе знакомиться с их религией - как и нет желания рекламировать мою веру". Закон, вступивший в силу в 2004 году, теперь не оспаривается ни одной из мусульманских организаций, в том числе и Союзом мусульманских организаций Франции - организацией, которую считают выразителем настроения мусульман, живущих в наиболее бедных районах страны.
"Мы считаем, что закон несправедлив по отношению к мусульманам, но его принятие - это дело прошлого", - говорит Рашид Хамуди, глава мечети в городе Лилль на севере Франции. Рядом находится одна из крупнейших мусульманских школ во Франции, лицей имени Аверроэса (арабского врача и философа, известного также под именем Ибн Рушд). Здесь, по словам Рашида Хамуди, ученикам разрешено носить хиджаб.
Несмотря на общее принятие закона, это не означает, что проблема ношения хиджабов в школах Франции решена раз и навсегда.
Наибольшую озабоченность у наблюдателей вызывают живущие во Франции молодые выходцы из стран Северной Африки, для которых исламская вера является важной частью их самоощущения.
Что дальше?
Некоторое представление о потенциальных проблемах можно получить, взглянув на положение в высших учебных заведениях.
На них не распространяется действие закона о хиджабах.
Студентка университета в парижском пригороде Кретей Тейсир Бен Назер не носит головного платка в университете, опасаясь, что это может негативно сказаться на результатах экзаменов: "Не думаю, что сам факт ношения платка как-то повлияет на преподавателей, но они просто могут бросить на меня такой взгляд, что это подорвет мою уверенность в себе".
По мнению Тейсир, ситуация усложняется после ухода с университетской скамьи: "Мы учимся, чтобы потом найти хорошую работу. Но если ты ходишь в хиджабе, то все дороги для тебя закрыты".
В качестве примера Тейсир рассказывает о своей матери, у которой есть ученая степень по философии, но из-за ношения хиджаба она не может найти работу.
Соня Беньяхиа, которая учится на педагогическом отделении, также не строит радужных надежд относительно своего будущего: "Не думаю, что я смогу отказаться от хиджаба, поэтому, скорее всего, я просто стану домохозяйкой".