Великому посту предшествовала сырная седмица (масленица), завершающая период подготовки к Великому посту. Кульминацией сырной седмицы является Прощенное воскресенье, отмечавшееся накануне. В этот день Церковь вспоминает об Адамовом изгнании из Рая. В храмах в это воскресенье во время вечернего богослужения совершается особый чин прощения. Священник от имени верующих читает молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Затем духовенство, начиная с патриарха, просит прощения у всех людей, находящихся в храме, а миряне просят прощения у духовенства и друг у друга.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в нынешнее Прощеное воскресенье совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля, а вечерню с чином прощения - в храме Христа Спасителя, говорится в информации РИА "Новости".
Глава Русской церкви напомнил на проповеди верующим, что "Великий пост - время приближения к утерянному раю".
"Именно во время поста мы должны провести особую духовную работу над самими собой, над своей духовной жизнью, подвергнуть глубочайшему, честному анализу и суду свою жизнь, свои внутренние помышления и движения сердца, чтобы было ясно, чего же в нас больше - добра или зла, добрых слов или злых, любви или осуждения ближнего", - приводит слова патриарха ИТАР-ТАСС.
Восточная Церковь начинает Великий Пост с понедельника, который называется "Чистым". Порядок богослужений в период Великого Поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия св. Василия Великого, а по субботам - обычная, св. Иоанна Златоуста. Особые службы совершаются: в пятницу первой недели -память Феодора Тирона и благословение колива, или кутии - особого постного блюда, которое готовится из вареной пшеницы и меда для поминальной трапезы (в этот день приготовление колива совершается в воспоминание о том, что святой Феодор Тирон (III - I- вв.), как повествует его Житие, предупредил христиан Антиохии о приказе императора Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все продукты питания, продаваемые на городском рынке, посоветовал употребить в пищу коливо и тем самым спас христиан от осквернения). В четверг пятой недели - чтение Жития преподобной Марии Египетской и Великого канона святого Андрея Критского. В субботу пятой недели, называемой Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы).
В среду четвертой недели, на которую приходится середина Великого Поста, отмечается Преполовение (слав. "половина") Святой Четыредесятницы.
Не считая Вербного воскресенья, на период Великого Поста выпадают 5 воскресных дней и каждый из них посвящен особому воспоминанию. В первое воскресенье отмечается праздник Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в первой половине IX в. в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, и особенно над иконоборческой ересью, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 г. Второе воскресенье называется Неделей светотворных постов. В богослужении этого воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека прославляется пост как путь к внутреннему духовному очищению и озарению. Третье воскресенье получило название Крестопоклонной недели, так как посвящается прославлению Святого Креста и духовных плодов Крестной смерти Иисуса Христа как Спасителя мира. Четвертое воскресенье посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника (I в.), который в своем труде "Лествица рая" описал путь постепенного восхождения человека к духовному и нравственному совершенству. Пятое воскресенье посвящается воспоминанию и прославлению преподобной Марии Египетской (I вв.): согласно церковному преданию, путем покаяния она достигла такой высоты совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам.
Суббота шестой недели Великого поста, которая посвящается воспоминанию евангельского повествования о воскрешении Лазаря (Ин. 11: 1-44), получила название Лазаревой субботы. По учению Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою божественную силу и славу и уверил учеников в Своем грядущем воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.
В западной традиции Великий Пост длится 6 недель. Он начинается в среду, получившую название "Пепельной", поскольку в этот день после богослужения совершается обряд посыпания голов верующих пеплом в знак сострадания Иисусу Христу, умирающему на Кресте, а также покаяния и сокрушения за содеянные грехи, ради искупления которых Иисус и совершил эту Жертву. Затем следуют шесть недель Великого Поста. Пять воскресных дней, выпадающие на этот период, посвящены воспоминаниям евангельских повествований о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Первое воскресенье (In-oca-it) посвящено воспоминанию сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне (Мк. 1:12-15); второе (Reminiscere) - воспоминанию преображения Христа (Мк. 9:2-10); третье (Oculi) - воспоминанию встречи Иисуса Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42); четвертое (Laetare) - воспоминанию исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-41); и пятое (Judica) - воспоминанию воскрешения Лазаря (Ин. 11:1-45). Все воскресенья Великого Поста приравниваются по своей значимости к великим праздникам. Каждую пятницу Великого Поста во всех храмах совершается особая процессия, называемая "Крестный путь", и поклонение Святому Кресту.
Патриарх Кирилл в первый день поста начнет чтение Великого покаянного канона Андрея Критского на вечерней службе в храме Христа Спасителя. Специально для этого богослужения в храмах вечерняя служба всю первую неделю поста начинается попозже, чтобы люди успели на нее с работы. Все службы Великого поста глубоко поэтичны. Чего стоит только молитва Ефрема Сирина "Господи, и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми?", переложенная Пушкиным. А песнопения "На реках Вавилонских", "Покаяния отверзи ми двери" и многие другие прочно вошли в репертуар хоровых коллективов как высочайшие художественные произведения.
Что касается употребления пищи в Великий пост, то по правилам он должен отличаться особой строгостью. Предписывается воздержание от мяса, вина, молока, сыра и яиц. Исключение составляют люди пожилого возраста, больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также путешествующие. Между тем священники рекомендуют верующим в Великий пост индивидуальный подход - кто-то может максимально придерживаться строгих правил: все 49 дней обходится без мясной и молочной пищи и даже рыбы, которую можно употреблять в особые праздники, а кто-то способен себя ограничить лишь в мясных блюдах, да и то не все дни. Главное, как отмечал святой Силуан Афонский, были бы силы на молитву.
Напомним, что по данным специалистов Аналитического Центра Юрия Левады, соблюдать Великий пост в течение семи недель намерены только 2% россиян, большинство же (71%) не собираются в эти дни как-то менять свое питание.
По данным опроса, проведенного 21-25 февраля среди 1603 человек в 45 регионах, больше всех намереваются полностью соблюдать строгий пост учащиеся и студенты (6%), пенсионеры (5%) и в целом женщины (3%). Обычный режим питания сохранит большинство мужчин (81%), россиян моложе 25 лет и 40-55 лет (по 75%). В 2013 году данной позиции придерживались в общем 69% респондентов.
В ходе опроса 18% россиян сообщили, что планируют поститься частично (21% был в 2013 году). Чаще это женщины (23%), россияне старше 55 лет (20%).
Еще 4% россиян намерены соблюдать только последнюю неделю поста (3% было в 2013 году).
Затруднились ответить 5% россиян.