Преображенская церковь храма Христа Спасителя была до предела заполнена верующими. На первую великопостную службу пришли люди самых разных возрастов и социального положения. Вечерние богослужения во время поста начинаются не раньше 6 часов вечера, чтобы прихожане смогли успеть после работы. Как сообщает ИТАР-ТАСС, особо проникновенно пел хор храма Христа Спасителя.
"Пост - это великое и благодатное средство, способное возвысить нашу душу", - подчеркнул Патриарх. "Воздержание от пищи, закаляя нашу волю и утончая чувства, влияет на формирование наших духовных сил, духовного опыта. Вот почему так важно поститься", - подчеркнул предстоятель Русской православной церкви. Говоря об особенностях принятия пищи во время поста, он отметил важность ограничений и, одновременно, призвал к разумному отношению.
"Если вместо смирения пред Господом возникает надменность над другими, чувство озлобления и раздражительности, значит что-то не так в нашем посте", - отметил он.
"Благодарение Богу - все больше людей участвует в Великом посте. Сокращается потребление мяса, об этом даже свидетельствует государственная статистика. И это является добрым свидетельством возвращения нашего народа к древнейшей аскетической практике работы над самим собой", - подчеркнул Патриарх. Он пожелал "провести эти дни спасительно, чтобы приблизиться к празднику Святой Пасхи, почувствовать реальное изменение в своей душе, почувствовать прикосновение к нам Божьей благодати, в ответ на наше смиренное, исполненное доверия к Богу постное поприще".
В течение еще трех вечеров Патриарх будет читать Великий покаянный канон Андрея Критского в монастырях и храмах Москвы и в Троице-Сергиевой лавре. br>
О Каноне святого Андрея Критского
Великий покаянный канон Андрея Критского читается за вечерним богослужением в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы (недели) Великого поста, а также в четверг пятой седмицы Великого поста.
Вот что пишет об этом замечательном произведении церковного искусства его толкователь епископ Виссарион (Нечаев, 1822-1905):
"В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы - Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь - с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?
Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения - это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов: Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг:
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время - история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа - единственная и неповторимая - проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни - мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или, другими словами, - отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается".
Цитируется по публикации на сайте "Православие и мир" br>
По приведенной ниже ссылке можно найти текст Канона св. Андрея Критского