Инициативу проявили три епископа Страны Басков, заявивших, что попытка объявить вне закона националистическую партию Эрри Батасуна приведет только к эскалации конфликта в провинции. Епископы приходов Бильбао, Сан-Себастьян и Виктория выступили со страстным пастырским посланием с общим названием "Готовиться к миру". В нем католические иерархи призывают правительство Испании вернуться к переговорам с ЭТА, чтобы прийти к разумному решению, которое не вызвало бы очередного всплеска насилия ни со стороны баскских сепаратистов, ни со стороны центрального правительства и силовых структур. Епископы так убедительно воззвали к евангельскому милосердию, что пастырское послание было немедленно поддержано еще 358 священниками прочих приходов, которые также высказались в том духе, что правительство заняло антидемократическую позицию, "отвергая фундаментальное право большинства населения Страны Басков на самоопределение". В поддержку служителей Церкви выступил и президент Страны Басков Хуан Хосе Ибаресе, заявивший, что в послании священников выражены чаяния всего баскского народа.
От испанского правительства реакция последовала также незамедлительно: министр иностранных дел Хосеп Пике назвал заявление епископов "безнравственным" и идущим вразрез с ценностями католической веры. Он обратился к Ватикану с просьбой осудить священнослужителей, решивших заняться далеким от Церкви делом √ большой политикой.
С этого момента испанское общество раскололось на две части: одни утверждают, что деятелей Церкви надо поддерживать в их нелегкой борьбе за демократию, другие вспоминают теракты, которые с завидной регулярностью устраивает ЭТА, и заявляют, что священниками двигало лицемерие людей, готовых призвать к миру с террористами и закрыть глаза на их прошлые и будущие жертвы. Особенно часто поминают последний по времени террористический акт в феврале этого года, когда был ранен молодой активист Испанской социалистической партии √ одной из немногих политических сил Испании, с пониманием относящихся к баскскому сепаратизму. Взрыв в машине 25-летнего Эдуардо Муноса произошел за два часа до заседания парламента, на котором планировалось рассмотреть вопрос о запрещении политического крыла ЭТА. Интересно, что именно террористический акт стал последней каплей, переполнившей чашу терпения испанского правительства, и именно после него судьба партии Эрри Батасуны была решена.
В воздухе запахло противостоянием между Церковью и государством, отмечает "Газета", хотя архиепископ Барселоны Рикард Карлес поспешил всех заверить в обратном.
Сейчас все ждут хоть какой-то реакции Ватикана, куда были направлены как письмо баскских епископов, так и воззвание испанского правительства. Правда, пока Святой Престол от участия в политических распрях мудро воздержался, завершает свой комментарий "Газета".