Что делать израильтянам с 'плененными младенцами'?
Архив NEWSru.com
Одной из серьезнейших проблем в израильском обществе продолжает оставаться взаимоотношение между ортодоксальными иудеями и той частью населения, которая склонна придерживаться светских традиций.

Очередной повод обсудить вопрос сохранения на должном уровне взаимоуважения между глубоко верующими и "мирскими" израильтянами дали недавние высказывания президента страны Моше Кацава, которые комментирует газета The Jerusalem Post (перевод материала опубликован на сайте InoPressa.ru).

В обращении к делегации Яхада - Совета по религиозным и светским отношениям - президент назвал нерелигиозных израильских евреев плененными младенцами. Так именуются в древнем Талмуде те, кто с самого детства воспитывались в духе нееврейской культуры. Моше Кацав объяснил, что это выражение актуально и сегодня, так как нерелигиозных евреев следует отнести к этой категории, поскольку они лишены настоящей возможности выбора между светскостью и религиозностью: ведь светские люди мало соприкасаются с религией. Позже, отмечается в газете, президент взял свои оскорбительные слова обратно, но, тем не менее, остался при своем мнении.

В рубрике "Мнения" в вышедшем накануне номере Jerusalem Post раввин Иегуда Шварц написал, что президент Кацав не должен был ни брать свои слова обратно, ни извиняться, поскольку сказанное им верно характеризует ситуацию в сегодняшнем Израиле. Шварц привел цитату из Талмуда полностью, но затем предложил неточный перевод. В Талмуде говорится не о неевреях, а о тех, кто "поклоняется звездам и знакам Зодиака".

То есть речь идет не о христианах или мусульманах, а о язычниках, и довольно странно, что к этой цитате обращаются правоверные евреи, соблюдающие один из обрядов еврейского язычества, ежемесячно совершая жертвоприношение в новолуние.

Однако, как отмечается в газете, мнение ортодоксов, в том числе и президента, в корне неверно. Два века назад почти все евреи в мире были, по сегодняшним меркам, правоверными. После секуляризации конца XIX - начала XX века и Холокоста 90% евреев мира перестали быть правоверными. Сегодня евреи - либо осознанно, либо по факту - стали светскими, заняв позицию реформаторов или консерваторов.

В Израиле соотношение составляет примерно 80:20. Это означает, что на протяжении шести-семи поколений евреи из правоверной среды, хорошо знающие требования ортодоксальных традиций, сознательно предпочитали светскую альтернативу. Нет нужды повторять этот выбор в каждом поколении.

В Израиле, говорится в публикации, все еврейские дети соприкасаются с ортодоксальной верой и образом жизни. Тем не менее большинство из них, становясь взрослыми, выбирают различные формы светской или неортодоксальной жизни. Одним из секретов, наиболее тщательно хранимых Израилем на протяжении последних трех десятилетий, является то, что количество детей из правоверных семей, решивших вести более светский образ жизни, в несколько раз превышает количество тех, кто сделал противоположный выбор.

В государственных школах все еврейские дети изучают Тору, хотя и не обязательно в ортодоксальной интерпретации.

Если и есть такие, кого умышленно "держат в коконе", то это дети, посещающие государственные религиозные школы и хареди. В первых - им не всегда рассказывают даже о существовании теории эволюции, в последних - преднамеренно почти не преподают светские предметы, и они выходят из этих учебных заведений обреченными на безработицу. Делается все возможное, чтобы изолировать их от нерелигиозных детей, пока они не вырастут.

Если есть насущная образовательная задача, стоящая перед президентом Кацавом, то она заключается в том, чтобы еврейские дети из разных семей начинали общаться друг с другом как можно раньше и, уж конечно, до того, как им придет время служить в армии.

Всем молодым людям необходимо дать возможность самим решать, быть или не быть религиозными, не только на том основании, что родители промывают им мозги, заключает The Jerusalem Post.