В ходе следствия стали известны свидетельства, говорящие о том, что на духовной стезе пастор отнюдь не забывал о мирском, жил за счет прихожан, причем, ни в чем себе не отказывая. У него было несколько дорогих автомобилей, яхта, большой дом с ангелочками на воротах, коллекция оружия. Чем еще владел служитель церкви, станет ясно позже — опись его имущества только началась.
Члены церкви обязаны были платить ей дань - так называемую десятину. Как рассказала бывшая прихожанка-пенсионерка, с каждым днем епископу хотелось все больше и больше денег.. По ее словам, он требовал, чтобы паства сдавала побольше денег – якобы на нужды церкви.
"Деньги у людей буквально выбивали. У одной прихожанки забрали всю сумму, вырученную за квартиру. Другая семья, продав свой дом, отдала деньги одному из приближенных пастора на строительство "дома божьего" под гарантию Никона — мол, он вернет. Не вернул, а ту семью затем… выгнал из церкви", - приводит слова свидетельницы донецкое интернет-издание .
Бывшие прихожане вспоминают, что у пастора была своя охрана – группа правопорядка. Дюжие охранники собирали с каждого прихожанина по 500 гривен на день рождения пастора и по 1000 гривен на каждый фестиваль. Люди иной раз роптали: "Где же взять?" - на что пастор советовал будто в шутку: "Иди воруй!"
По словам бывших прихожан, не бедствовали и приближенные главы церкви. Может быть, поэтому один из них и встал на его защиту, несмотря на то, что пастор был пойман при совершении развратных действий именно с его дочерью. Отец девочки публично утверждает, что епископ не развращал ее, а репетировал с ней "танец для Господа", и арест пастора — происки милиции, жаждущей завладеть деньгами церкви. Сама девочка тоже повторяет "версию", изложенную отцом.
"Уединения" с девочками, как рассказывают свидетели, составляли, по-видимому, одно из главных направлений "служения" пастора. Делалось это на "художественной" основе. В церкви было несколько творческих групп всех возрастов — песенные, танцевальные, театральные. Пастор приезжал на репетиции во Дворец культуры и вызывал в арендованный для себя кабинет девочек, танцевавших в "коллективе прославления" (так назывались эти творческие группы). После этих "уединений" у дочерей небогатых родителей появлялись дорогие украшения, а девочки рассказывали, что их благословил Бог.
Пастор приглашал к себе юных прихожанок якобы для молитвы об исцелении от болезни, которую он "увидел". У каждой он "находил" массу проблем, причем, в основном, - гинекологических. Правда, многие родители сейчас утверждают, что пастор просто накладывал на их детей "божью метку". Однако статья Уголовного кодекса Украины, которую вменяют пастору, не предполагает освобождение от наказания человека, чья вина будет доказана, даже если сама жертва или ее законные представители будут просить суд оправдать преступника.
По информации исполняющего обязанности начальника управления по борьбе с киберпреступностью Главного управления милиции Донецкой области Андрея Небытова, сотрудники милиции в течение полутора лет собирали доказательства противоправной деятельности пастора, прежде чем его поймали, что называется, на горячем.
Между тем, по словам Небытова, в 2000 году пастор уже был осужден за аналогичное преступление, но был амнистирован и освобожден из-под стражи в зале суда. Тогда эта статья тяжкой не считалась, по ней обвиняемому грозило до трех лет лишения свободы. Защищая права детей, украинские законодатели в 2008 году признали развращение несовершеннолетних тяжким преступлением и значительно увеличили наказание: теперь задержанному грозит от пяти до восьми лет лишения свободы.
В доме, где пастора застали с 14-летней прихожанкой, находились еще несколько девушек в возрасте от 12 до 22 лет. Здесь проходили так называемые "молодежные богослужения". Как рассказала "Фактам" женщина, живущая по соседству с церковным офисом, шумные "богослужения" с громкой музыкой, которые посещали почему-то в основном девочки, не давали покоя ни ей, ни окружающим и заставили обратиться с жалобой в милицию. В ответ пастор подал на соседку в суд за клевету. Юридически дело закончилось мировой, но фактически мир между соседями так и не наступил.
По словам свидетельницы, дети родителей, не обращенных в церковь, перестали ходить в школу по нашей улице. А взрослые велели им далеко обходить дом "для молодежных богослужений" .
Что происходило на втором этаже в отдельной комнате "для исцелений", соседке увидеть не довелось. Не видели этого и родители, доверявшие своих дочерей пастору. Но люди, покинувшие церковь, утверждают, что прихожане обо всем догадывались, просто гнали от себя дурные мысли о своем "духовном наставнике".
По словам одной из бывших прихожанок, девочки обычно подвергались домогательствам "наставника" по достижении 12-летнего возраста. Ее внучке одна из подружек рассказала, что пастор пытался с нее взять расписку о том, что она разрешает прикасаться ко всем частям ее тела "для исцеления". Девочка отказалась. Тогда пастор показал ей целую стопку расписок, но девочку уговорить не удалось, а ее семья, узнав об этом, сразу ушла из церкви. Правда, они никуда не жаловались: стеснялись, да и охранников пастора побаивались.
"Пастор прямо на богослужении подзывал к себе молодых прихожанок, страстно целовал в губы и наблюдал за реакцией зала: решится ли кто-нибудь его осудить за такое поведение", - рассказал один из бывших молодых подопечных пастора, предположивший, что тот все же побаивался уголовной ответственности. По его словам, некоторые молодые семьи, созданные в лоне церкви ее адептами, распадались, поскольку жены признавались своим мужьям, что в подростковом возрасте подвергались домогательствам пастора. Сам же "священнослужитель по поводу разводов заявлял, что, мол, если бы Богу не было угодно, он бы этого не допустил.
Пастор в последнее время жил с молодой любовницей, не расторгнув брак с законной супругой, которая родила ему троих детей. Один из прихожан вспоминает, как пастор во время богослужения получил от жены эсэмэску, в которой она призывала его вернуться в семью, зачитал со сцены это послание и покрыл несчастную женщину… отборным матом. А затем предложил прихожанам пустить его на ночлег, при этом заметив: "Только помните, что один я спать не люблю".
Между тем по поводу духовного образования пастора его бывшие адепты заявляют, что никто его не рукополагал и ни в каком духовном заведении он не учился. На вопрос о своем образовании пастор отвечал скромно: "Меня учил лично Бог". Любил он также повторять, что никому не подчиняется и никому не подотчетен.
Десять лет назад совет пасторов евангельских церквей Мариуполя официально обратился в горсовет по поводу героя нынешнего повествования. "В этом заявлении мы констатировали тот факт, что для входящих в совет христианских священников города (около 25 церквей) данный человек не является пастором, не имеет сана служителя. Мы также заявили, что община, находящаяся под его руководством, в нашем понимании не является церковью. Обращение было основано на целом ряде фактов аморального поведения данного субъекта", - сообщил в своем интернет-форуме пастор Церкви Добрых перемен Геннадий Мохненко.
В Мариупольском горисполкоме "Фактам" также подтвердили, что такое обращение было, но законодательство не позволяло признать церковь Иисуса Христа тоталитарной сектой и лишить ее регистрации, запретив ранее судимому пастору его деятельность.
Источники в правоохранительных органах рассказывают, что до начала своего "духовного служения" пастор работал портовым грузчиком и еще в советские времена привлекался к уголовной ответственности за нанесение телесных повреждений.
После задержания Никон, являющийся инвалидом I группы, был переведен в больницу в связи с ухудшением состояния здоровья. Однако на данный момент его уже выписали, и по постановлению суда он находится в СИЗО.