Его приемник Бенедикт XVI дал высокую оценку непоколебимой воле и преданности Богу, которые, по его словам, отличали Иоанна Павла II, сообщает "Интерфакс".
Обращаясь к тысячам паломников, собравшимся на площади Святого Петра, из окна своей резиденции, нынешний Римский Первосвященник заявил, что "Иоанн Павел II умер так, как он всегда жил, движимый безграничной верой, вверяя себя Господу".
Воздавая должное "огромному наследию", которое оставил после себя Кароль Войтыла, Бенедикт XVI также отметил, что, когда его предшественник уже не мог путешествовать, затем не мог ходить и, в конце концов, не мог говорить, его жесты выражали главное: "он дарил себя последнему мгновению".
О наследии первого Папы-славянина, его отношении к экуменическому диалогу и к России рассказал газете "Коммерсант" апостольский нунций при правительстве РФ архиепископ Антонио Меннини.
Каждый раз, когда сталкиваешься с личностью такого масштаба, как Иоанн Павел II, видишь, что за простым перечислением сфер деятельности ускользает нечто действительно важное. Тем более когда речь идет о святом человеке, размышляет представитель Ватикана. Светильник – самый подходящий символ для того, чтобы предельно емко обозначить личность и деятельность этого великого понтифика. Папа Иоанн Павел был поистине "светильником, горящим и светящим", как сказал Господь об Иоанне Предтече. Мы можем себе представить, как и Кароль Войтыла при крещальной купели получил свечу, символ "свете истинного, приходящего в мир". Он этот свет хранил и приумножал, обретая в нем самое главное в своей жизни, убежден архиепископ Меннини.
Церковное и личное слились в служении Папы воедино. Во время своих многочисленных апостольских поездок он был готов внимать вопрошаниям мира со смирением и нежной любовью, полный солидарности с теми, от кого они исходят. Следуя Господу, он останавливался среди людей, выслушивал их, проникался жалостью к ним. Папа призывал перенять от Христа этот взор любви, которым Господь примирял людей с Отцом и с самими собой, передавая силу, единственно способную целиком излечить человека. Он понимал, что христиане призваны открывать словами и действиями, соответствующими нашему времени, те богатства, которые церкви хранят в сокровищницах своих традиций. Последнему обстоятельству Иоанн Павел II придавал особое значение – только единое свидетельство христиан поможет миру справиться с вызовами времени, сказал апостольский нунций.
Общеизвестны любовь и интерес Иоанна Павла к Росси. Может быть, менее известно то, что он знал и чувствовал русскую культуру как немногие. В его личной библиотеке были книги Достоевского и Бердяева. Его собеседниками были такие разные литераторы, как Александр Солженицын и Ольга Седакова. В Ватикане звучала музыка оркестра Спивакова и ансамбля Российской армии. Проходили выставки русского искусства. Папа особо почитал русские иконы, а перед образом Казанской Божией Матери молился долгие годы. Экуменическому диалогу Иоанн Павел II был привержен с самого начала своего понтификата. Уже в 1979 году он сказал (позвольте мне процитировать): "Не пора ли ускорить шаг навстречу полному братскому примирению, чтобы заря третьего тысячелетия увидела нас снова рядом, в полном общении, вместе свидетельствующими о спасении перед лицом мира?" Хочется подчеркнуть, что исполнение этого драгоценного учения, являющегося общецерковным, является центральным для поместной католической церковной общины. Это – главный завет Иоанна Павла II русским католикам, подчеркнул архиепископ Антонио Меннини.