В этот день устанавливаются и украшаются сукка - особые палатки, и шалаши, сделанные из веток ("кущи").
Этот праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах.
Кроме того, он связан с предписанием Священного Писания (Торы) особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в похожих шалашах: "Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; и веселись в праздник твой ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит и пришелец, и сирота и вдова, которые в жилищах твоих; семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы призываемо было там Имя Его; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться" (Второзаконие 16, 13-15).
Суккот является одним из трех праздников, когда все люди, независимо от места их проживания, совершали паломничество в Иерусалимский Храм: "Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей" (Второзаконие 16, 16). Эти три обязательных паломничества развивали и укрепляли в народе сознание и чувство его религиозно-национального единства.
И сейчас в праздник Суккот все восемь дней (в Израиле - семь) принято проводить не в доме, а в шалаше (сукка), что до конца раскрывает его духовный смысл: выражение твердой веры в то, что самой надежной защитой человека является не дом и не постоянная крыша, а милость и покровительство Всевышнего.
Праздник всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке.
Еще одним атрибутом праздника является арбаа миним - "четыре вида растений": во время утренних молитвенных собраний каждый берет в руки ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа. Вечерами, под пение и танцы, в синагоге проводится церемония раздачи воды.
Вечером в Московском еврейском общинном центре состоятся церемония возжжения свечей и праздничная молитва, сообщили порталу "Интерфакс-Религия" в пресс-службе Федерации еврейских общин России (ФЕОР).
Во дворе центра будет построена сукка.
Сукку, по традиции, надо украсить, при этом ее покрытие не должно быть очень плотным, чтобы дождь мог проникнуть внутрь. Согласно обычаю, хозяин сукки в первый вечер должен поужинать в ней или съесть хотя бы кусок хлеба. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов общины, у которых нет своего шалаша.
"Мы понимаем, что шалаш - это не просто временное жилище, но жилище крайне неустойчивое. Даже если стены крепко сбиты, крыша все равно сделана из листьев. А это значит, что человек в шалаше подвержен всем капризам погоды, совсем не так уверен в своей безопасности, как если бы сидел дома. Но в этом и заключается урок", - подчеркнул Главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар в послании к верующим.
Он отметил, что даже когда человек получил позитивные результаты от своего труда, от своих молитв, "он не должен забывать, что в жизни нет ничего, что было бы дано нам навек".
"Не только каждый год, но каждый день мы должны просить Бога, чтобы Он помогал нам, чтобы обеспечивал нашу безопасность, чтобы дал здоровье, благополучие в семье, даже крышу над головой. А главное - каждый день мы должны благодарить Бога за то, что Он нам уже дал", - сказано в послании.
Первый, а в диаспорах и второй, день торжеств по случаю Суккота является нерабочим. На восьмой день праздника отмечается Шмини ацерет - "праздничное собрание восьмого дня", рассматриваемый законоучителями как отдельный праздник. В этот день произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.