"Даже при самом доброжелательном отношении конфессий друг к другу конфессии не объединяют - конфессии разъединяют. Так было в нашей истории, так есть сейчас. Сама многоконфессиональность порождает немало проблем. Кстати, не только в нашей стране, а скажем так, в многоконфессиональном современном мире", - заявил М. Швыдкой в интервью агентству "Интерфакс".
Поэтому, по его мнению, возлагать на конфессии все проблемы этики современной жизни в России было бы неправильно.
В качестве примера М. Швыдкой привел ситуацию: "Состоялась какая-то выставка или публикация, оскорбляющая чувства представителей другой конфессии. Иерархи, условно говоря, этой конфессии, подают в суд - на выставку, на художников, на писателей".
"Общество бросается защищать художников. И это правильно, - отметил М. Швыдкой. - Но, кроме защиты, хорошо бы тем же художникам или устроителям выставки попытаться объяснить (не через суд только, а через другие общественные институты), что, мол, мы живем в многоконфессиональном обществе, и, прежде чем публиковать вашу работу, нести ее на выставку или в редакцию, неплохо бы подумать, а не оскорбит ли она чувства исповедующих другую религию?".
По мнению М. Швыдкого, "нужно воспитывать в людях понимание того, что затрагивать чувства верующих нельзя, что это тоже акт вандализма". "Вот что такое толерантность. И воспитывает ее сегодня только культура", - считает он.
Между тем в Русской православной церкви придерживаются несколько иного мнения на этот счет.
"Конечно, в каком-то смысле религия нередко разделяет людей, и не случайно Христос сказал в Евангелии: "Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее" (Мф. 10.35). Ведь вера будит совесть и учит различать добро от зла, правду от лжи, истину от ереси", - напомнил "Интерфаксу" заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин.
По его мнению, "культура, которая не делает того же, - это антикультура. Такова, например, попса, которая топит человека в луже с мыльной пеной, отучает его чувствовать, думать, действовать".
"Культура должна не успокаивать, не служить пустому внутри идолу толерантности, а, как сказал поэт, "глаголом жечь сердца людей". Вот наши различия с господином Швыдким во взглядах на религию и культуру", - сказал священник.