Центр "Сова" представил очередной доклад о свободе совести в России
sova-center.ru
Информационно-аналитический центр "Сова" представил накануне шестой ежегодный доклад "Проблемы реализации свободы совести в России в 2011 году". Он посвящен деятельности религиозных организаций и их взаимоотношениям с властями. Как отмечают авторы документа, в 2011-м году чиновники продолжали оказывать давление на религиозные организации. Недовольство властей вызывают, как правило, последователи "нетрадиционных" вероисповеданий. Среди них, в частности, Свидетели Иеговы и представители некоторых течений в исламе и православии.

Административное давление на "нетрадиционных" выражается по-разному: от публичных порицаний в их адрес, до прямого воспрепятствования их деятельности. Наибольшую суровость в отношениях с религиозными организациями продемонстрировала Башкирия, сообщает 2 марта "Газета.ru", посвятившая докладу пространный комментарий.

В октябре 2011 года республиканское министерство образования разослало в подведомственные учреждения и школы письмо с предупреждением об опасности "зарубежных религиозных организаций деструктивного толка". В письме, подписанном замминистра образования Башкирии Артуром Суриным, говорилось, "что угрозу безопасности государства представляют зарубежные религиозные организации деструктивного толка, чья деятельность направлена на разрушение социальных, семейных связей и ценностей, национальных традиций, культуры, отказ от исполнения гражданских обязанностей и т.д.".

В письме указывалось, что число подобных деструктивных организаций достигает почти 100. В их число вошли Свидетели Иеговы, сайентологи, Церковь Муна, мормоны, пятидесятники, адвентисты, баптисты. По мнению чиновника, представители этих течений демонстрируют "преступные" методы работы с населением, поэтому их допуск в республиканские образовательные учреждения может осуществляться только по рекомендательному письму из министерства. Письмо Сурина вызвало протест у общественности. Гильдия экспертов по религии и праву обратилась в Генпрокуратуру с требованием проверить, не нарушают ли чиновники башкирского минобразования закон о противодействии экстремистской деятельности. По заявлению уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, направленного19 января 2011 года генеральному прокурору РФ, была проведена прокурорская проверка действий Артура Сурина. Письмо, по требованию прокуратуры, было отозвано, однако прокурорских санкций чиновник избежал.

Прокуратура постановила, что указанные в письме Сурина религиозные организации "официально зарегистрированы в России и осуществляют свою деятельность на ее территории согласно российскому законодательству", а "названный перечень религиозных организаций в контексте письма может послужить основанием для возможного толкования об отнесении их к организациям, деятельность которых посягает на личность и права граждан, безопасность государства".

В борьбе с "сектантством" отличились и чиновники Белгородской области. Весной 2011 года областная Общественная палата и пресс-служба губернатора выступили с предупреждением о "сектанской угрозе". В Якутске и Липецке под чиновную опалу попали представители Общества сознания Кришны. Исполнявшие свои песнопения якутские кришнаиты неоднократно задерживались местной полицией. Воспрепятствование публичной деятельности "нетрадиционных" религиозных организаций отмечалось также в Сыктывкаре, Биробиджане и Оренбургской области.

Практически по всей территории страны продолжались преследования Свидетелей Иеговы. ГУВД по Московской области даже запустило специальную программу по борьбе со "Свидетелями Иеговы" под названием "Отступники". А сразу в нескольких регионах страны провайдеры блокировали доступ к сайтам "Свидетелей".

В Челябинской области пошли еще дальше: специальная комиссия, состоящая из представителей местных силовых структур и чиновников областной администрации, рекомендовала властям запретить "неблагонадежную" организацию. Свидетели Иеговы занимают первую строчку в рейтинге "Совы" и по числу нападений: в 2011 году от насилия пострадали более двух десятков верующих в скорый конец света.

Продолжая преследования нетрадиционных религиозных организаций, региональные и федеральные власти все сильнее сближаются с традиционными, прежде всего с Русской православной церковью, отмечается в докладе. На особое положение РПЦ в 2011 году неоднократно указывал и президент Дмитрий Медведев, называя отношения государства с православной церковью не иначе как "симфонией", напоминает автор доклада Ольга Сибирева.

В итоге влияние РПЦ в 2011 году явно возросло. "Было принято решение о превращении экспериментального курса основ знаний о религии и об этике в обязательный. Даже в армии, где внедрение института военных священников явно тормозилось командованием, появился нормативный акт, регулирующий их деятельность: командующий войсками Центрального военного округа подписал приказ "Об упорядочении деятельности органов по работе с верующим военнослужащими", появились и первые штатные священники", — приводит пример эксперт.

Кроме того, в прошлом году власти продолжали активную передачу РПЦ имущества религиозного значения. При этом в распоряжение церкви оказывалось и имущество сугубо светского характера. К примеру, Пермской епархии власти передали в безвозмездное пользование здание роддома для организации в нем женского клинико-диагностического центра.

В то же время власти не смогли хотя бы частично удовлетворить потребность большинства верующих в культовых сооружениях. В основном проблемы возникают у мусульман, второй по численности российской конфессии, страдающей от недостатка мечетей.

После конфликта вокруг планов строительства мечети в Текстильщиках в Москве было объявлено о достигнутой договоренности между Центральным духовным управлением мусульман и столичными властями. Однако за 2011-й год ни одной мечети построено так и не было. В Костроме местные власти не могут достроить мечеть с 2004 года: в 2011 году строительство было приостановлено, как заверяют в мусульманской общине, без объяснения причин.

В целом ситуацию со свободой совести и соблюдением религиозных прав в России нельзя назвать катастрофической. Но она по-прежнему остается напряженной, резюмировала в беседе с "Газетой.ru" автор доклада Сибирева. "Уровень межконфессиональной розни существенно не повысился, но сохраняется. Дискриминируются, как правило, "нетрадиционные" религиозные организации, а дискриминируют "традиционные", - отметила она. Пол ее словам, власти крайне оперативно реагируют на недовольство представителей РПЦ и, как правило, игнорируют просьбы, поступающие от других конфессий. "В большинстве случаев преследование осуществляется с использованием антиэкстремистского законодательства", — подчеркнула Сибирева.

С выводами экспертов "Совы" согласны религиоведы. "Усиление позиций РПЦ в государстве и особое отношение власти к Русской православной церкви очевидно. Эти процессы не останавливались на протяжении последних лет, не исключением был и 2011-й год", - заявил "Газете.ru" доцент центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов. Он уверен, что в будущем привилегированное положение РПЦ будет нарастать: на это, по его мнению, указывают действия как президента, так и премьера.