После акции феминисток в храме Христа Спасителя в Госдуме предложили усилить санкции за оскорбление религиозных чувств
Russia Today
В Госдуме предлагают резко усилить санкции за оскорбление религиозных чувств после акции панк-группы "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя. Автором соответствующего законопроекта выступил депутат-единоросс Александр Сидякин.

Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе, планируется, в частности, увеличить штрафы за "оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики, установив максимальный штраф для физического лица в размере 10 тысяч рублей". "Также предлагается за деяния, совершенные с особым цинизмом по отношению к почитаемым гражданами предметам, знакам и эмблемам мировоззренческой символики установить наказание в виде административного ареста сроком до 15 суток", - говорится в пояснительных материалах к законопроекту.

- Эксперт о кощунстве и фундаментализме

Сегодня по действующему Кодексу РФ об административных правонарушениях, данные действия караются штрафом от 500 до 1 тыс. рублей, напомнил разработчик. По его мнению, "размер этих штрафов ничтожен и не может стать сдерживающим фактором для лиц, совершающих действия, которые оскорбляют религиозные чувства верующих граждан или оскверняют почитаемые ими предметы, знаки и эмблемы мировоззренческой символики".

"С другой стороны, применение мер государственного воздействия за правонарушения в отношении религиозных чувств граждан или осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики не должно выходить за пределы концепции нравственности и религиозной морали", - отметил Сидякин. "Чрезмерная строгость закона может привести к нарушению баланса гуманности и справедливости в сфере взаимоотношений Церкви и государства", - предупредил он. "Поэтому необходимо усилить административную ответственность, которая в отдельных случаях может послужить альтернативой возбуждению уголовных дел, в частности, по статье 213 Уголовного Кодекса РФ /хулиганство/", - заключил депутат.

Напомним, что сейчас против участниц группы "Pussy-Riot" возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство). Принимаются меры к их розыску.

В рамках розыскных мероприятий полиция нагрянула в редакцию "Русской службы новостей". Полицейские решили выйти на след девушек с помощью радиостанции, которая ранее взяла у них интервью.

В нем девушки рассказали, как они в целях конспирации постоянно меняют место своего нахождения и терпят лишения, употребляя в пищу в основном только хлеб и крупу. Правда, активистки отметили, что для некоторых такой минимум, как у них есть сейчас, "называется нуждаться", но для них это нормально.

Девушки, представившиеся кличками Шумахер, Шляпа и Терминатор, поведали радиостанции по телефону о своих убеждениях, сообщили, что среди них есть православные, и заверили, что они действительно веруют в Бога, который, по их мнению, является "феминистом и женщиной". "Если православные и Церковь нас осуждают, если они подключают к этому судебные органы, мы считаем это совершенно недостойным поступком", - с пафосом заявила одна из участниц группы.

Между тем за феминисток действительно решили взяться всерьез. Cвой ответ на "панк-молебен" группы приготовили московские казаки. Возле каждого храма на юго-востоке Москвы должны появиться казачьи дружины. Представители районного казачьего общества "Юго-Восток" выступили после инцидента в храме Христа Спасителя с лозунгом "Защитим святыни православия!", а также предложили найти злостных хулиганок и отдать на суд прихожан.

На минувшей неделе проректор Школы православного миссионера при столичном храме Апостола Фомы Дмитрий Пахомов направил в генеральную прокуратуру РФ обращение с просьбой провести прокурорскую проверку по факту акции, проведенной феминистской панк-группой.

"21 февраля в московском храме Христа Спасителя было совершено провокационное действие, оскорбляющее мои чувства как верующего человека. Прямо перед иконостасом, скрыв под масками свои лица, участницы скандально известной панк-группы "Pussy Riot" устроили кощунственный "концерт". Кощунство остановили охранники храма Христа Спасителя, затем прибыли сотрудники полиции", - написал Даниил Пахомов в своем письме генпрокурору Юрию Чайке.

"Могу предположить, что данная кощунственная выходка может подпадать под действие статей УК РФ 213 (хулиганство) и 214 (те же деяния, но совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы)", - говорится в обращении, автор которого просит провести проверку по этому эпизоду.

С аналогичным обращением в Генпрокуратуру и прокуратуру Москвы обратился сопредседатель православного общественного движения "Народный собор" Олег Кассин.

Он назвал произошедшее в храме "грубой провокационной хулиганской выходкой, совершенной группой лиц по предварительному сговору, кощунственным актом, направленным на возбуждение религиозной вражды и вызвавшим глубокое оскорбление и возмущение миллионов верующих".

Одег Кассин попросил привлечь участников "провокационной выходки" к уголовной ответственности, а также провести проверку "в отношении присутствовавших в момент совершения провокации в храме журналистов и блоггеров, снимавших происходящее и затем распространивших фото и видео произошедшего, на предмет возможного их соучастия в данной провокации".

Оба обращения в органы прокуратуры последовали после того, как глава отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в ответ на акцию панк-группы призвал российские власти ужесточить законодательную норму об оскорблении религиозных чувств.

Характеризуя акцию феминисток, Чаплин подчеркнул, что "речь идет о действиях, способных взорвать ситуацию в стране". По его убеждению, "крайне мягкую" законодательную норму нужно перенести в Уголовный кодекс.

"Давайте спросим политиков, готовы ли они это сделать. А также - осуждают ли совершенную акцию", - написал Всеволод Чаплин в коллективном блоге "Православная политика". По его словам, те, кто не осудит случившееся в главном православном соборе страны, "могут перестать рассчитывать на поддержку православных".

А вот "мягкое" отношение к выходке феминисток профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева вызвало у некоторых православных деятелей резкое неприятие, что даже побудило священнослужителя желание посокрушаться об этом в своем ЖЖ.

"Возмущенные православные не слышат Нагорной проповеди" и "требуют кар и наказаний". "Если они не слышат Христа, то и мой голос, конечно, будет лишь раздражать. Безнадега", - написал известный миссионер.

Как известно, Андрей Кураев предложил "девчонкам", пропевшим в главном православном храме России свой "панк-молебен", весьма своеобразное "наказание".

"Будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По отечески. Для вразумления", - написал протодиакон в ЖЖ, добавив, что "учиненное ими, конечно, безобразие, но - законное безобразие". "Масленица на дворе. Время скоморошества и перевертышей. Социальный космос рушится (в надежде его весеннего обновления вместе с природой), социальные роли меняются местами. Во времена Петра Великого такого рода выходки в такие дни были в порядке вещей (точнее - в масляничном беспорядке)", - пояснил священнослужитель формулировку "законное безобразие".

Между тем гнев, обрушившийся на голову протодиакона Кураева оказался действительно неслабым.

За желание Кураева простить "хулиганок" руководитель фонда "Возвращение" Юрий Бондаренко прислал ему письмо, завершающееся словами: "Гореть вместе с этими с***ми будете, "отец" Андрей! Будьте вы прокляты!!!". А диакон Владимир Василик потребовал лишить Кураева сана и призвал к "литургическому бойкоту".

Лидер "Наших" Борис Якеменко, который считает в связи с инцидентом в храме, что должны быть актуализированы ветхозаветные кары, написал Кураеву, что "понятие "богохульства" никто не отменял и отношение к нему всегда было более чем определенным", при этом он ссылается на книгу Левит (глава 24, стихи 15-16).

Как отмечает Андрей Кураев, "по интернету катится волна мечтаний православных блоггеров": секретарь Ивановской епархии РПЦ иеромонах Виталий (Уткин) "мечтательно цитирует древние установления про костры и казни", "кто-то советует девок отдать на ночь охранникам Храма, кто-то - огреть их совковыми лопатами, кто-то предлагает тюремные сроки… И это все - публично, в интернете".

"Как после этого будет воспринимать нас нецерковное большинство наших соотечественников и современников? Пожелают ли они создавать благоприятные условии для нашего дальнейшего врастания в общественную и государственную жизнь?" - задает вопрос миссионер.

"Плюсы от требовательно-наказательной реакции минимальны. Может (если кара будет устрашающей) подобных выходок в храмах не будет. Но в других храмах - храмах душ человеческих - родится гораздо больше хульных помыслов про нас и нашу веру", - подчеркивает священнослужитель. Самые строгие наказания за богохульство, напоминает он, существуют в Пакистане и Саудовской Аравии. Не вступим ли мы, настаивая на строгости, в конкуренцию с ними, восклицает Кураев.

Якобы анти-путинская акция в храме Христа Спасителя, пишет Кураев, на самом деле прибавила симпатий к Путину. "Но наша якобы про-церковная яростная реакция на нее привлекает симпатии к атеисту Прохорову… Если церковной нормой являются слова тех, кто проклинает и грозит наручниками да кострами, то стоит ли пускать во власть человека, который является носителем такой нормы?" - заключает протодиакон, отмечая, что "выгоднее было бы поступить по слову Нагорной Проповеди".

Сторонник "мягкого" отношения к феминисткам Андрей Кураев между тем выразил серьезное опасение за судьбу девушек.

Он подтвердил в своем блоге, что "в православном рунете уже появился список участниц феминистского шоу с их домашними московскими адресами". При этом Кураев подчеркнул, что ссылку на эти данные он давать не будет.

"Так что предлагать блины боюсь, уже поздно. Мечтатели с лопатами могут реализовать свой "педагогический" проект", - написал накануне Кураев.

На его вопрос к представителям млодежного православного движения "Георгиевцы" о том, смогут ли они "обеспечить охрану горе-феминисткам", те утром 25 февраля ответили "Нет, не сможем".

"Ревнители", - пишет далее Кураев, - сами себя загнали в тупик. Если теперь, зная адреса, имена и видя фотки, они не "вразумят" этих девиц, то тогда как раз и сбудется их кошмар - православных начнут считать беззубыми слабаками, способными лишь на интернет-обзывательства".

"Но если кто-то, хоть один из них все же решится на акт возмездия - то это будет страшнейший удар по Церкви", - с беспокойством отмечает протодиакон, добавляя, что есть и третий вариант. "Среди моих страхов в этой связи - еще и боязнь продолжения провокации. Представьте, кто-то из бессовестных ненавистников Церкви теперь решит избить этих девушек. Как и сколько нам потом от грязи очищаться придется?" - вопрошает Кураев.

Ну и уже проявился один из интересантов: Василий Бойко-Великий объявил награду в четверть миллиона рублей за раскрытие фамилий и имен кощунниц-феминисток…", - завершает он свой пост в ЖЖ.

Эксперт о кощунстве и фундаментализме

Как отмечает в сегодняшней статье в "Московских новостях" религиовед Борис Фаликов, российское общество из-за панк-молебна сегодня снова оказалось расколотым. Одни в который раз задаются вопросом, почему современных радикалов от искусства так и тянет совершить что-то кощунственное. Мало им было богохульных выставок, так теперь устраивают непотребные акции на амвоне храма. Других, напротив, возмущает оголтелость, с которой православные накинулись на юных злоумышленниц: призывы к суду Линча чередуются с требованиями уголовного преследования. Власть готова их преследовать.

Делая экскурс в историю, эксперт в статье дает оценку природе кощунства - осквернения святыни, а также характеризует особенности современного фундаментализма.

Нынешняя вера, пишет автор, пройдя через потрясения секуляризации, давно утратила свою прочность. Сегодня верующие не укоренены в традиции, они лишь пытаются в ней укорениться. В этом и заключается сущность такого явления, как фундаментализм. Фундаменталист изо всех сил стремится убедить себя и окружающих, что в мире все по-прежнему и вера у него прежняя. Но убеждает не с помощью ума (что вряд ли возможно), а с помощью эмоций и чувств. В этой сфере он и черпает доказательства. Неудивительно, что протестантский фундаментализм связан с харизматическим движением. Переживая яркие эмоциональные состояния, которые они связывают с излиянием даров Святого Духа, харизматы обретают в них подтверждение незыблемости своей веры. Православные ревнители находят их в благочестивом повторении обычаев старины, вызывающих чувства умиления и благолепия. А чувства, особенно экзальтированные, штука крайне ранимая.

Этим и объясняется тот конфликт, который происходит между защитниками веры и современным искусством, как на Западе, так и в России. Для одних религия - поле для творческих экспериментов, для других - сфера эмоциональных переживаний, в которую они прячутся от сложностей современной жизни. И чем свободнее экспериментируют одни, тем сильнее обижаются другие. И тут в дело вступает рыночная экономика. Противостояние двух лагерей неизбежно коммерциализируется. О рыночном факторе в современном искусстве говорится немало. Всем понятно, что чем больший шок вызывает то или иное произведение или перфоманс, тем выше его капитализация. Но редко кто обращает внимание, что аналогичные процессы происходят и в противоположном лагере. Чем активнее обижаются верующие, тем выше капитализация их обид. Речь, понятное дело, идет о символическом капитале, но при случае его можно и монетизировать. По тонкому замечанию одной британской писательницы, сформировался целый рынок обид, участники которого стремятся превзойти друг друга в степени негодования. Два этих рынка - искусства и обид - тесно связаны друг с другом, рост стоимости акций на одном неизбежно сказывается на стоимости акций другого. Можно ли разорвать этот порочный круг, Бог весть. Но такие попытки предпринимаются. Современное искусство настаивает на безграничной свободе творческого жеста, а верующие - на защите от оскорбления. Над тем, как сохранить одно без ущерба для другого, сейчас и бьются лучшие юридические умы Европы и США. При этом традиционные законы о кощунстве либо отменяются (как недавно в Британии), либо переосмысляются. Ведь им предстоит защищать не святыню, на которую больше никто не покушается, а чувства людей, эту святыню почитающих. И криминализировать оскорбление чувств не самый лучший выход в этой непростой ситуации, заключает автор статьи.