Недееспособность Папы позволяет его ближнему окружению манипулировать не только наместником Христа, но и Церковью
НГР/Reuters
Как долго Иоанн Павел II не сможет говорить? Этот вопрос поставлен сегодня в статье, опубликованной в НГ-Религии (НГР).

Официальные представители Ватикана делают достаточно оптимистические заявления, утверждая, что проблемы с потерей речи у Папы, проходящего сейчас послеоперационный курс реабилитации в клинике "Джемелли", временны и дар речи скоро к нему вернется. Однако эксперты такого оптимизма не разделяют. Профессор Римского университета Джанкарло Чанфроне, врач-оториноларинголог, считает, что потребуются недели, прежде чем Иоанн Павел II снова сможет заговорить, отмечается в публикации. Но даже если этот прогноз сбудется, то возникает вопрос: насколько членораздельно Папа сможет выражать свои мысли? Ведь и до обострения болезни его голос звучал уже едва слышно и весьма неразборчиво.

Пессимисты не исключают, что Папа может окончательно потерять голос. Уже после 1 февраля, когда понтифик в первый раз был помещен в больницу, прозвучали мнения, что, возможно, он сложит с себя полномочия наместника апостола Петра и уйдет на покой. Но Иоанн Павел II об этом не хочет и слышать. Он убежден, что должен оставаться на своем посту до тех пор, пока Господь не призовет его к Себе.

Один из старейших кардиналов Римско-католической церкви Фиоренцо Анджелини на вопрос журналиста газеты Corriere della Sera о возможности ухода Папы в "отставку", ответил с раздражением: "Не люблю говорить о Папе как о председателе совета директоров. Святой Отец уже сказал по этому поводу, что только Христос решает, как и когда ему оставить свое служение".

Может ли немой Папа исполнять свои функции? Ведь подобных прецедентов еще не было в истории Римской церкви. Если бюрократическое делопроизводство можно осуществлять и в письменной форме, то в настоящий момент Папа не в состоянии проповедовать и совершать общественные богослужения.

Нынешняя ситуация дает католическим богословам новые возможности для теологических спекуляций. Они с жаром обсуждают, может ли Римский Папа управлять Церковью, будучи немым. Некоторые из них полагают, что потеря понтификом дара речи - это знамение Божие! В век информационного взрыва, когда СМИ оказывают массированное давление на человека, молчание Папы учит нас тому, как обрести тишину и в ней созерцать Бога...

В свою очередь, другие католические богословы обращают внимание на то, что выступления Римского Первосвященника стали известны всему миру только благодаря современным массмедиа. Именно эти представители Католической церкви и ставят под сомнение вопрос о дееспособности понтифика, который уже не в состоянии общаться с миром в глобальном его измерении.

Контраргументом в пользу вышеприведенного мнения является тот факт, что в минувшие столетия римские папы почти никогда не покидали Ватикан и их голос никто практически не слышал за пределами Апостольского дворца и собора Святого Петра в Риме. В папском окружении не любят говорить на эту тему. По мнению кардинала Анджелини, "вся эта казуистика ниже достоинства Иоанна Павла II и переносимых им страданий. Тем более известно, что "молчание - золото".

Ватикан готов к любому повороту событий. Здесь существует веками отлаженная система, обеспечивающая функционирование церковного управления при любых обстоятельствах. Центральными фигурами этой "вертикали власти" являются кардиналы Анджело Содано и Йозеф Ратцингер. Первый занимает пост статс-секретаря (главы правительства Государства Ватикан), а второй - префект Конгрегации по вероучению и декан (старейшина) Коллегии кардиналов.

Скорее всего, этот ближний круг заинтересован в нынешней ситуации, когда Папа вынужденно молчит. В этом случае именно они получают возможность непосредственно интерпретировать его жесты и мимику, чтобы передать другим иерархам и всей Церкви папскую волю. При этом не стоит забывать, что, согласно каноническому праву и так называемой Конституции Павла VI, в случае психической несостоятельности или физической недееспособности (например, состояние комы) Папа может быть признан неспособным управлять Церковью, что автоматически поставит вопрос об избрании нового Римского Епископа, заключает автор публикации в НГР.