О существовании древнего города узнали в Европе в самом конце XIX века. Первые раскопки состоялись в 1920 году, самые масштабные исследования проводились в период с 1928 по 1937 годы. В 1986 году работы возобновились благодаря совместному франко-сирийскому проекту Mission Franco-Syrienne dʼEuropos-doura (MFSED). По ряду причин находки из Дура-Европос оказались разбросаны по миру: что-то хранится в Дамаске, что-то в Париже, а росписи из домовой церкви - в музее Йельского университета в штате Коннектикут.
Стенная роспись, о которой идет речь в статье, происходит из так называемой "Домовой церкви", которая с начала 1930-х годов реконструировалась специалистами из Йельского университета. Церковь располагалась в доме, который, как полагают исследователи, принадлежал одному из богатых жителей древнего города, отмечается в статье из "Православной энциклопедии".
Структура дома - традиционно римская. Помещения сгруппированы вокруг открытого колонного атриума, в центре которого находился овальный имплювий со ступенчатым спуском по периметру. Напротив входа располагался таблинум со столом в центре, где собиралась семья и совершались различные церемонии. Полагают, что христиане могли использовать бассейн как баптистерий, а в таблинуме восседал епископ.
Фрески "Домовой церкви" были исполнены в 232-233 году или между 232 и 256 годами. Это древнейший из известных живописных циклов христианского искусства, декорирующий помещение для богослужений и имеющий единую иконографическую программу.
Эта церковь считается древнейшей из до сих пор найденных, и поэтому все, что в ней обнаружено, представляет особый интерес для историков раннего христианства. Глава работавшей в 1930-е годы экспедиции в Дура-Европос Кларк Хопкинс (1895-1976) в книге "The Discovery of Dura-Europos" говорил об огромном потрясении, которое испытал он и его коллеги, увидевшие открытые фрески, говорится в публикации портала Meduza.io.
Хопкинс и другие участники экспедиции были убеждены, что росписи сочетают в себе черты восточной и западной иконографической традиции, и предполагали, что их неизвестный автор старался, чтобы на стенах был воспроизведен хотя бы один сюжет каждого из синоптических Евангелий, хотя потом стало ясно, что уцелели лишь считанные фрагменты фресок.
Роспись с женщиной у колодца также сохранилась лишь частично. Хопкинс и все последующие исследователи считали, что от сцены уцелела только левая часть, а правая, с Христом, беседующим с самарянкой, не дошла до наших дней. В дальнейшем тот же Хопкинс указывал, что в римских катакомбах - важнейшем источнике знаний о раннехристианском искусстве - нередко изображалась только одна фигура, по которой зритель должен был уловить евангельский сюжет. Так что, возможно, художник из Дура-Европос ограничился одной только самарянкой.
Изображение женщины у колодца не вызывало вопросов на протяжении 80 лет, пока историк искусства Майкл Пеппард, исследователь культуры поздней Римской империи и, в частности, древнего города Дура-Европос, не занялся подготовкой монографии, посвященной "Домовой церкви". Пеппард скептически отнесся к предположению, что фигура Христа не уцелела, и напомнил о традициях восточной иконографии, где композиции, подобные росписи из Дура-Европос, представляют сцену Благовещения. На них Мария стоит у колодца и слушает голос ангела, возвещающего, что она зачнет Спасителя по слову Божьему.
Иконографический сюжет "Благовещение у кладезя" связан с апокрифическим текстом, называемым "Протоевангелие Иакова", где есть следующие строки: "И, взяв кувшин, [Мария] пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос". Этот текст, который приводит Meduza.io, датируется второй половиной II века. Несмотря на то, что "Протоевангелие" осталось апокрифом, на Востоке (и, в частности, в Византии) его очень хорошо знали и ценили. Именно с процитированными выше строками связан образ Благовещения у колодца.
Опираясь на иконографические примеры, Майкл Пеппард и выдвинул предположение о том, что в домашней церкви в Дура-Европос было изображение Благовещения у колодца. Поскольку датировка этого помещения весьма точна (в 256 году город был навсегда оставлен жителями), то роспись, возможно, является древнейшим из известных нам изображений Богородицы.
Пока Пеппард не опубликовал свою гипотезу, старейшим образом Богородицы считалась фреска из римских катакомб Присциллы, на которой изображены Мария с Младенцем и мужская фигура (ее трактуют как пророка Исайю или прорицателя Валаама). Эта роспись, как и фрагмент из Дура-Европос, датируется III веком, однако ряд современных исследователей указывают на то, что фреска из катакомб Присциллы была сильно отреставрирована в начале XX века, и есть основания полагать, что она была "подправлена": так, в первой прорисовке мужская фигура указывала на женщину и ребенка, а на новейших фотографиях предполагаемый пророк поднимает руку к небу. Есть мнение, что эта фреска - еще языческий погребальный портрет матери и ребенка, не связанный с христианами.