Старообрядческая церковь сегодня
По мнению митрополита, год, который он прожил как глава Церкви, - это слишком небольшой отрезок времени, чтобы соизмерять его с масштабом тех задач, которые стоят перед РПСЦ. Главное, что им руководило в этот период, - стремление на личном опыте познакомиться с реальным положением Церкви, оценить ее нынешнее духовное состояние и дееспособность.
Главный вывод, который удалось сделать: Церковь сегодня наконец-то обрела широкие возможности, которые ей дает право на свободу совести. Это происходит словно в награду за перенесенные вековые скорби и великое терпение ревнителей древлего благочестия, убежден митрополит. Ныне надо взяться за апостольскую проповедь, за духовные и социальные обязанности, чтобы в полной мере использовать предоставленные возможности.
В процессе знакомства с жизнью Церкви, митрополиту Андриану довелось побывать во многих епархиях Европейской части России, на Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Алтае, в Бурятии, на Дальнем Востоке, а также в приходах на Украине и в Молдавии. Цель поездок состояла в том, чтобы увидеть реальную жизнь христианских общин, понять, с какими проблемами они сталкиваются, что им мешает, в чем они нуждаются и чем предстоятель Церкви, может им помочь.
По впечатлению митрополита, на местах контакты между новообрядческими и старообрядческими приходами довольно редки. Если даже одна из сторон проявляет интерес к общению, то другая в подавляющем большинстве случаев его гасит. Поэтому обмен мнениями обычно происходит при посредстве местной власти. Через того же посредника и давление может быть оказано, если нужно.
Например, если старообрядческая община обращается в администрацию города или области с какой-либо нуждой - просит о возвращении храма, о землеотводе, о разрешении провести общественное мероприятие, - то чиновник, как правило, запрашивает мнение местного духовенства Московской Патриархии. И после соответствующей консультации решение бывает принято.
При всей очевидной с правовой точки зрения несообразности подобной практики расстаться с ней сегодня непросто, поскольку среди государственных служащих возобновилась традиция рассматривать "титульную" Церковь как такую же государственную службу, только по другому ведомству. В России эта традиция заложена еще "духовным регламентом" Петра I, отмечает предстоятель РПСЦ.
Еще недавно убедить некоторых ответственных чиновников в том, что Старообрядческая церковь представляет духовные интересы значительной части общества, было непросто. В частности, его встреча с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым стала возможной только после официального государственного признания - вхождения старообрядческого митрополита в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Однако, в конце концов, президент Шаймиев внимательно отнесся к проблемам казанских старообрядцев, и взаимопонимание с республиканскими властями было достигнуто.
Диалог между двумя православными Церквами
Встречи с архиереями Московского Патриархата, на взгляд митрополита, способствовали снижению уровня предвзятости и помогли установлению более доброжелательного отношения к старообрядчеству в целом и к местным общинам в частности. Правда, были случаи, когда архиереи РПЦ под разными предлогами уклонялись от встречи со старообрядческим митрополитом и от решения вопросов, которые, по его замечанию, "чреваты возможными взаимными неудовольствиями". По этому поводу остается только сожалеть.
Сегодня РПСЦ готова обсуждать с Московской Патриархией решения спорных имущественных вопросов, формы совместного противодействия духовному экстремизму, сектантству и прочим болезням российского общества.
На прошедших Международных Рождественских чтениях в Москве председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл сказал, что "нормального диалога со старообрядчеством нет".
По словам митрополита Андриана, его Церковь предпочитает говорить не о диалоге как постоянном обмене мнениями, а о контактах по конкретным вопросам. Установлению диалога мешает нерешенность многих принципиальных вопросов канонического, иерархического и литургического порядка. Но налаживанию цивилизованного стиля в отношениях это не должно мешать. Необходимо сначала научиться жить по-добрососедски.
Должна ли Церковь находиться вне политики?
Быть вне политики, считает митрополит Андриан, - это означает не присваивать себе того, что должно принадлежать только кесарю. Иначе говоря, не пытаться руководить государственными чиновниками, пользуясь для этого "духовными" рычагами.
Однако это не значит, что Церковь не может давать свою оценку происходящим событиям.
Большинство реформ в России так и делалось: "с завтрашнего дня все должны жить по-новому". Точно так же Никон проводил и церковную реформу, приведшую к расколу. Российские реформаторы всегда недооценивали опасность раскола общества.
В 1990-х годах кабинет Гайдара для ускорения экономических преобразований обратился к шоковым методам. Многие люди с этим жизненным ударом справиться так и не смогли. Старшее поколение лишилось накоплений и вынуждено было жить на нерегулярную пенсию, которая к тому же была меньше прожиточного минимума. Последнее время, казалось бы, наше общество и правительство вспомнили о своем долге перед пенсионерами. Часть из них понадеялась, что власти начнут рассчитываться по старым счетам. Но вместо этого пенсионеров лишили льгот.
Моисей водил свой народ по пустыне, пока не умерли все, кто вышел из Египта, и остались только те, кто был рожден свободными. Но тогда речь шла о поколении рабов, а наши старики далеко не рабы. Вспомним, что они победили в Великой Отечественной войне, отстроили и сохранили, как могли, страну.
Митрополит Андриан выразил сожаление, что правительство РФ безответственно и непрофессионально подошло к такому серьезнейшему вопросу, как справедливая компенсация отнимаемых льгот. В итоге общество опять было поставлено на грань раскола. В надежде на то, что несправедливость будет исправлена и противостояние правительства с частью общества не расширится и на другие сферы, пастыри Церкви призывают пенсионеров - участников многочисленных конфликтов к сдержанности, а правительство и Государственную Думу - принести надлежащие извинения.
Сегодня уже мало просто скорректировать принятые решения, а необходимо восстанавливать согласие в обществе с учетом жизненных интересов много-численного заслуженного слоя населения.