Изменения в законодательстве, касающиеся миссионерской деятельности религиозных организаций, были подготовлены Минюстом РФ по поручению президента РФ. "Идея законопроекта родилась в 2000 году - после принятия концепции национальной безопасности РФ, в которой была обозначена необходимость урегулирования миссионерской деятельности, - рассказал газете директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. - Этот законопроект должен был послужить противодействием работе иностранных миссионеров и исламских экстремистов-ваххабитов". В 2006 году Минюст представил в правительство проект закона "О миссионерской деятельности", который, однако, был отправлен на доработку. К осени 2009 года Минюст переработал документ и представил его как поправки к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" и к Кодексу РФ об административных правонарушениях.
В документе впервые дается определение миссионерству в России как деятельности "среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение и осуществляемой религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами". При этом право проповедовать дано только руководителям религиозных организаций или лицам, имеющим специальную доверенность от руководства своей Церкви. Остальным пропагандировать религиозные идеи будет запрещено, тогда как сегодня для этого никаких разрешений не требуется.
В документе предусмотрен и ряд других ограничений на миссионерскую деятельность. Так, например, запрещено проповедовать "лицам, осужденным за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера". Нельзя миссионерствовать поблизости от "объектов религиозного назначения, принадлежащих другому религиозному объединению, без письменного согласия его руководящего органа", а также в зданиях органов госвласти, больницах, детских домах, домах-интернатах без согласия администрации. Еще одним новшеством является запрет на "вовлечение несовершеннолетнего в деятельность религиозного объединения вопреки его воле и без согласия его родителей": детей и подростков нельзя приглашать в храм, вести богословские беседы, давать для ознакомления печатные и аудио- и видеоматериалы. За нарушение ограничительных норм впервые предусмотрены санкции: штрафы от 2 тыс. до 5 тыс. руб. для физических лиц и от 5 тыс. до 7 тыс. руб. для юридических лиц.
Инициативы Минюста уже вызвали протест со стороны представителей религиозных организаций. Московская церковь евангельских христиан-баптистов обратилась к президенту РФ с письмом, в котором жалуется, что "законопроект содержит грубые нарушения Конституции РФ, закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и международных норм". "Предлагаемые поправки носят заведомо ограничительный характер, и христиане, соблюдающие во всем заповеди Христа, могут подвергнуться репрессиям, - говорится в обращении. - Принятие этого закона означает переход от свободы совести к репрессиям и гонениям на верующих в России". "У нас есть опасения, что это все делается, чтобы ликвидировать нетрадиционные религиозные группы в РФ, - заявил "Коммерсанту" председатель отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов Виталий Власенко. - Мы будем добиваться пересмотра документа".
"Этот законопроект - запрет на слово, - поддержал баптистов сопредседатель Совета муфтиев России (СМР) Нафигулла Аширов. - От него могут пострадать простые граждане, беседующие о религии, например, в электричке". По его словам, подобных ограничений не было даже во времена СССР: "Я не исключаю, что некоторые чиновники вполне могут воспользоваться этим законом для расправы с неугодными религиозными организациями. По сути, чиновники этим документом подставляют государство".
У Русской православной церкви более сдержанное отношение к намерению государства жестко регламентировать религиозную деятельность. "Этот законопроект, конечно, нуждается в доработке в части некоторых его положений, но в целом его можно поддержать", - заявила "Коммерсанту" юрисконсульт Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), уточнив, что РПЦ предлагает смягчить требования по части вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган также призвал не драматизировать ситуацию, "ведь предстоит еще обсуждение документа".
В Минюсте, куда "Коммерсант" обратился за комментариями, посоветовали прислать письменный запрос, пообещав ответить на него в течение недели.
"Все предложенные Минюстом РФ ограничения на миссионерскую деятельность - нарушение права на распространение своих убеждений, что противоречит Конституции РФ, - считает Роман Лункин. - Если государство таким образом решило взять под свой контроль деятельность религиозных организаций, то все равно ничего не получится - они просто уйдут в подполье".
"Законопроект в правительство пока не представлен, но уже сейчас можно сказать, что он абсолютно непроходной, пока там не будут устранены противоречия с Конституцией", - считает ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов.