Борьба за природные ресурсы в будущем примет форму войн за веру
Хотя документ, подготовленный Национальным советом США по разведке, был опубликован еще в конце минувшего года, в российской печати он остался незамеченным, отмечают авторы статьи в НГ-Религии, Лина Маякова и Павел Круг. Между тем футурологические построения экспертов американской разведки представляют определенный интерес, в частности в отношении прогноза о будущем религии.
В докладе говорится о том, что XXI век станет эпохой религиозных войн и возрастания в политике роли религиозных организаций. Определяющее значение в этих процессах будет играть глобализация, которая уже сегодня приводит к появлению так называемого сетевого общества. Религия в таком обществе из задавленного модернизмом пережитка архаики вновь становится первостепенным фактором жизни общества.
Дело в том, что социальные сети, создаваемые религиозными сообществами, могут быть более эффективны, чем, например, сообщества, организованные по национальному принципу. Огромную роль здесь играют глобальные средства массовой коммуникации, в первую очередь Интернет. Уже сегодня теле- и интернет-проповедники оказывают сильнейшее влияние на взгляды и мнения не только своих сограждан, но и самой разнообразной аудитории, разбросанной по различным уголкам земного шара. Такие проповедники могут эффективно действовать как в северном, так и в южном полушариях планеты. Вот несколько примеров.
Известный исламский проповедник Амир Халид призывает своих единоверцев к терпимости и мирному сосуществованию с представителями других религий. По популярности его сайт занимает третье место в арабском мире, ненамного отставая от сайта самого влиятельного среди мусульман международного арабоязычного телеканала "Аль-Джазира".
В христианском мире в настоящее время весьма активен нигерийский телеевангелист Мэттью Ашимолово. Международный христианский центр "Кингсвэй" (KICC), главой которого он является, проповедует учение "о здоровье и преуспеянии". Ашимолово рассказывает прихожанам, в основном этническим африканцам, живущим в бедных районах Лондона, что Бог хочет видеть всех людей богатыми и здоровыми. Три года назад нигерийский проповедник заказал архитекторам проект первого на Британских островах здания мегацеркви – с амфитеатром и телестудией. По сравнению с этим зданием, рассчитанным на 8 тыс. человек, самая большая англиканская церковь, Ливерпульский кафедральный собор, рассчитанный на 3 тыс. человек, кажется просто карликом. Не меньшую известность получил и другой нигерийский проповедник Сандей Аделаджа, основатель крупнейшей в Восточной Европе харизматической Церкви "Посольство Божие" со штаб-квартирой в Киеве. Одним из самых известных его последователей является Леонид Черновецкий – нынешний городской голова "матери городов русских".
Как отмечают авторы статьи в НГ-Религии", это лишь немногие наиболее характерные примеры религиозной организации "нового типа" – то есть основанной не на патриархальной церковности, а на использовании новейших средств массовых коммуникаций для весьма агрессивной религиозной пропаганды. Возможно, в настоящее время мир начинает делать первые шаги по вступлению в новый век, век политического клерикализма, при котором известные проповедники будут играть роль "серых кардиналов" при основных международных политических игроках.
Парадоксальным образом религиозные организации "нового типа", порожденные глобализацией, будут мощным средством противодействия глобальной модернизации мира. Проповедники, имеющие в своем распоряжении значительные финансовые средства, в состоянии канализировать социальные и политические протесты, особенно в странах, материально опустошенных в результате всемирного экономического кризиса, резкого спада производства и массовой безработицы. Религиозные активисты могут использовать священные тексты и исторические традиции для подогревания недовольства населения, апеллируя к социальной справедливости.
Эксперты Национального совета по разведке США всерьез опасаются возникновения мятежей на религиозной почве и этнических беспорядков в том случае, если мировой экономический кризис затянется, а глобальный экономический рост резко пойдет вспять. Они будут происходить во многих странах мира, прежде всего в Китае, Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и большей части регионов Африки. Авторы документа полагают, что если даже умеренно жесткие прогнозы изменения глобальных климатических условий окажутся верны, то именно они могут стать причиной религиозного противостояния во многих регионах Африки и Азии.
В частности, борьба за водные ресурсы и источники энергии станет причиной острейших социальных конфликтов, которые примут форму противостояния мирового ислама и мирового христианства. Эта угроза реальна как для мусульманских стран со значительным христианским меньшинством (Египет, Индонезия, Судан), так и для преимущественно христианских государств со значительным мусульманским меньшинством (Конго, Филиппины, Уганда). Религиозные войны могут возникнуть и в странах с примерно равным количеством христиан и мусульман (Эфиопия, Нигерия, Танзания).
Однако авторы доклада приходят и другому выводу, отмечает "НГ-Религии". Без социальных сетей, организованных по религиозному признаку, уровень хаоса и расслоения общества в развивающихся странах мог бы быть сегодня намного выше. За прошедшие 30–40 лет ранее преобладавшие в населении земного шара сельские сообщества в значительной степени урбанизировались. Миллионы мигрантов оказались в крупных городах без необходимой инфраструктуры для обеспечения нормального здравоохранения, образования и социальной защиты. Альтернативные государственным системы взаимопомощи, создаваемые религиозными организациями, стали мощным фактором привлечения масс к религии. Чем слабее государство и его институты, тем выше роль религиозных организаций и тем эффективнее призывы прежде всего фундаменталистского характера.
Ислам, как полагают авторы доклада, будет по-прежнему сохранять свои достаточно твердые позиции. Однако внутренние противоречия между его последователями могут также стать источником напряженности. Вполне вероятно, что активность мусульман может спровоцировать обратную реакцию со стороны христиан. К 2025 году процессы глобальной интеграции окажутся перед лицом целого ряда проблем, таких как национализм, религиозный фанатизм и, возможно, некий вариант возрожденного марксизма. Могут также возникнуть и другие течения, основанные на принадлежности к тому или иному классу, клану либо этносу, а также на некоторых постулатах идеологии западного секуляризма.
Исламистские боевики распространяют свое влияние по всему Ближнему Востоку
По мнению автора второй публикации в "НГ-Религии", кандидата политических наук Дмитрия Нечитайло, несмотря на вытеснение боевиков "Аль-Каиды" силами западной коалиции, идеологи всемирного джихада Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири не отказались от идеи создания на Ближнем Востоке плацдарма для свержения секулярных режимов в соседних странах и объединения их в халифат. В ситуации продолжающихся межобщинных столкновений в Ираке, высокой вероятности политического распада этого государства, ожидаемого вывода американских войск, сложностей, связанных с включением бойцов суннитских отрядов самообороны в регулярные подразделения иракской армии и полиции, нельзя исключать нового витка насилия и сохранения инфраструктуры экстремистского подполья.
Но речь не только об Ираке. "Аль-Каида" ставит перед собой задачу дестабилизации политической ситуации в соседних с Ираком странах. В апреле 2008 года аз-Завахири в своем обращении назвал Ливан форпостом движения джихада на Ближнем Востоке и призвал сосредоточиться на создании суннитской автономии в этой стране. Он рассматривает это государство как место для подготовки моджахедов и планирования военных операций против Израиля.
В Ливане действует ряд радикальных организаций, разделяющих идеологические ориентиры всемирного джихада и обладающих ячейками, способными дестабилизировать обстановку в стране. Наибольшую активность они проявляют в городах Триполи, Аль-Акуре и Сидоне. Основное внимание спецслужб страны нацелено на лагеря палестинских беженцев, таких как "Эйн аль-Хильва", являющихся эпицентрами активности группировок "Усбат аль-Ансар", "Джунд аш-Шам". Они стали прибежищем для моджахедов различных национальностей, прибывающих из Ирака. Конфликт между ливанской армией и радикальной исламистской группировкой "Фатх аль-Ислам" привлек внимание аналитиков значительным количеством ветеранов "иракского джихада", находившихся в палестинских лагерях беженцев. После окончания боевых действий в "Нахр аль-Барид" среди арестованных и убитых было обнаружено до 50 иностранных боевиков – выходцев из Туниса, Марокко, Алжира. В Ливане также действуют исламистские группировки "Карун" и "Мадждэль Анджар", боевиков которых неоднократно обнаруживали в Ираке. Этими организациями были созданы ячейки по вербовке и переправке моджахедов в Ирак.
В Сирии "Аль-Каида" также создала инфраструктуру для перемещения иностранных боевиков, оружия и финансовых средств на территорию Ирака. Несмотря на заявления сирийских властей о полном контроле ими ирако-сирийской границы, анализ видеоматериалов радикальных исламистских сайтов позволяет с уверенностью утверждать, что в реальности картина совсем иная. В частности, в инструкции в качестве одного из маршрутов будущим боевикам предлагается путь через сирийский город Алеппо.
В 2005 году в Сирии появилась радикальная исламистская группировка "Танзим Джунд аш-Шам ли-ль-Джихад ва-т-Тавхид", в задачи которой входит подготовка террористов на территории страны для будущих операций против Израиля и свержения правящего режима в Дамаске. Члены группировки направлялись для приобретения боевого опыта в Афганистан и Ирак. Сирия была разделена группировкой на пять так называемых зон ответственности, в каждой из которых назначается свой руководитель. "Танзим Джунд аш-Шам ли-ль-Джихад ва-т-Тавхид" планировала проводить операции также в Ираке и Египте. Тон в группировке задают иракские "ветераны" – выходцы из стран Магриба.
В Иордании важную роль в процессе радикализации исламистского подполья сыграл ныне убитый руководитель "Аль-Каиды" в Ираке иорданец аз-Заркауи (настоящее имя Ахмад Фадиль аль-Халайла). Его харизма и известность привлекли многих молодых людей на путь джихада. Появилось целое движение неозаркавистов, прошедших Ирак и Афганистан, разделяющих идею тотальной борьбы против Запада, правящих арабских режимов и шиитов, готовых использовать для этого любые радикальные методы. Среди молодых людей, охваченных идеей борьбы за создание исламского государства в Ираке, оказались чемпион Иордании по кикбоксингу Баха Яхья и известный в стране юрист Мухаммад аль-Банна. Находясь в Ираке, Заркауи координировал деятельность радикалов у себя на родине. В настоящее время вербовка в ряды радикальных исламистов в основном осуществляется на основе родственных связей.
В конце января текущего года в иорданской столице начался суд над членами радикальной исламистской группировки "Бригада Хатыба". Большинство ее активистов проходили подготовку в лагере палестинских беженцев "Эйн аль-Хильва" в Ливане и принимали участие в боевых действиях в Ираке. Они были направлены из Багдада в Иорданию с целью создания террористических ячеек, вербовки и подготовки добровольцев для отправки в Ирак и Афганистан.
Палестина также находится в орбите внимания международных исламистских структур. "Аль-Каида" активно ищет возможности для создания боевых групп на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа с целью нанесения ударов по еврейскому государству, готовит плацдарм для начала атак по израильской территории. Судя по выступлениям исламистских идеологов на интернет-сайтах всемирного движения джихада, созданных для обмена опытом между исламистами, они готовят палестинцев к мысли о неизбежности появления здесь ячеек "Аль-Каиды". Молодым бойцам рекомендуется: совершенствовать минно-взрывную и стрелковую подготовку; отрабатывать маршруты переправки моджахедов из других регионов в Палестину; складировать оружие, боеприпасы, продовольствие на период ведения боевых действий, составлять точные карты местонахождения их баз; формировать небольшие, до пяти человек, группы, специализирующиеся на изготовлении взрывных устройств и ведении идеологической работы.
В то же время идеология "Аль-Каиды" идет дальше националистических и территориальных задач местных палестинских организаций, которые десятилетиями ведут войну с Израилем. Для группировок, сформированных на основе принципов "чистого ислама", Махмуд Аббас и "Хамас" являются не меньшими врагами мусульман, чем Израиль. Тем не менее во время недавних событий в секторе Газа исламисты через интернет-ресурсы активно вели пропагандистскую работу в поддержку моджахедов Палестины. На сайтах majahden.com, hanein.org (этот ресурс несколько месяцев назад был закрыт) ветераны войны в Ираке призвали моджахедов разных стран отказаться от критики "Хамаса" за его участие в демократическом (то есть неисламском) процессе и оказать помощь в вооруженных столкновениях с израильской армией. В частности, поступило предложение относительно создания некоего боевого подразделения "Совет моджахедов Иерусалима". По замыслам радикалов, в этот совет должны войти структуры, занимающиеся разведкой, анализом, пропагандой и проведением диверсионных операций (с участием снайперов и смертников). В задачи новой структуры, по предположению идеологов "Аль-Каиды", будет входить координация действий джихадистских группировок для нанесения ударов по "израильским и западным интересам" в регионе.
Радикальные исламистские группировки, получившие дополнительный стимул к экстремистской деятельности под влиянием событий в Ираке, представляют серьезную угрозу политическим системам Ливана, Иордании и Сирии, основанным на принципе мирного сосуществования различных религиозных и конфессиональных общин. Дестабилизация политических режимов в этих странах и приход к власти исламистов могут не только взорвать ситуацию на Ближнем Востоке, но и создать в этом регионе еще одну горячую точку, подчеркивает автор статьи в "НГ-Религии".