Иран выступает против войны в Ираке, но при этом однозначно объявил о своем нейтралитете.
Между тем, США продолжают налеты на "золотоглавую Кербелу", где находится могила почитаемого мусульманами третьего шиитского имама, внука пророка Мухаммеда - Хусейна.
Одновременно подразделения американских войск продолжают бои вокруг Неджефа, в котором расположена гробница зятя пророка Мухаммеда, халифа и первого имама шиитов - Али.
Кербела и Неджеф - центры паломничества иракских шиитов, составляющих большинство населения Ирака (примерно 55%), и их религиозных братьев в Иране, населенном шиитами.
В Неджефе провел 14 лет в эмиграции аятолла Хомейни, изгнанный из Ирана шахом Пехлеви в 1964 году.
DW-World о боях на святой земле шиитов Комментируя события вокруг священных городов, DW-World отмечает, что шииты на юге Ирака будут приветствовать американские и британские войска как освободителей. На этом предположении, по мнению германского комментатора, строили свои планы военные стратеги Белого дома и Пентагона. Шииты в течение уже многих лет находятся под гнетом режима Саддама Хусейна. Однако они не восстали против иракской армии, что вполне объяснимо. У них уже был горький опыт восстания после войны 1991 года.
Между тем, комментатор DW-World полагает, что, по-видимому, мало кто из воюющих солдат коалиции думает о том, что они находится в местах, которые имеют большое историческое и религиозное значение. По преданию, один из сыновей Ноя был убит здесь за то, что он не хотел взойти на ковчег. Есть легенда, что в этих местах жили Авраам и Исаак...
Шиа - в переводе с арабского партия, группа. Здесь, как поясняет комметатор DW-World, возникла партия Али. Этот регион является исторической родиной шиитов, которые в настоящее время составляют большинство 24 миллионов иракцев. Однако шииты удерживали власть в Ираке в течение лишь короткого промежутка времени. Поскольку Али был женат на дочери пророка Мухаммеда, он считал себя политическим и духовным вождем всех мусульман, но это оспаривали другие мусульманские лидеры. При попытке возглавить халифат сын Али - Хусейн потерпел поражение и погиб в битве при Кербеле. Вследствие этого город стал важнейшим религиозным центром для шиитов всего мира.
В течение столетий шиитам крайне редко удавалось прийти к власти на территории сегодняшнего Ирака. Однако они смогли расширить свое религиозное влияние на Персию. Впоследствии это привело к тому, что Османская империя и Великобритания, владевшие Ираком и действующие по принципу "разделяй и властвуй", необоснованно называли шиитов "персами" или "неиракцами" и предпочитали наделять властью представителей суннитского меньшинства.
Иракские шииты, как в прошлом, так и сейчас, считают себя не "персами", а настоящими иракцами. В XX веке они активно участвовали во всех политических процессах - установлении королевской, а позже республиканской власти в Ираке. Однако они не могли воспользоваться плодами этих преобразований. Партия "Баас", безраздельно правящая в Ираке с 1968 года, продолжила гонения на шиитов. Не в последнюю очередь, именно поэтому они многократно поднимали восстания.
Самым большим стало восстание шиитов после освобождения Кувейта от иракской оккупации в 1991 году, когда США пообещали отблагодарить их за мятеж против Саддама Хусейна предоставлением более широких политических прав. Вашингтон бросил шиитов на произвол судьбы, а возмездие режима оказалась как никогда жестоким: тысячи шиитов были убиты или были вынуждены эмигрировать, а городу Неджафу был нанесен серьезный ущерб, а духовное руководство заменено лояльным режиму.
По этим причинам шииты сейчас очень сдержанно относятся к сотрудничеству с США. В последний раз за него слишком дорого пришлось заплатить. У американцев, в свою очередь, эта сдержанность укрепляет подозрение, что шииты являются пособниками Ирана. Хотя организованная оппозиция шиитов управляется из Ирана, большинство иракских шиитов не стремятся к созданию исламской республики. Все, чего они хотят - это покоя и мира, а также возможности наравне с другими участвовать в преобразованиях в их собственной стране - Ираке.
Как бы ни выглядел будущий Ирак, ясно одно: шииты должны получить в нем больше прав, заключает DW-World.